Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
_. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
_. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ДИРЕКЦИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (далее также - ГКУ "ДЖС РС (Я)", заказчик): .. (представители по доверенностям);
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "РОСТСЕРВИС" (далее также - ООО "РОСТСЕРВИС", заинтересованное лицо, исполнитель): .. (представитель по доверенности);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи обращение, представленное ГКУ "ДЖС РС (Я)" об участнике закупки ООО "РОСТСЕРВИС" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение 3 (трех) жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в г. Нерюнгри, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (изв. N 0816500000622003718), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГКУ "ДЖС РС (Я)" об участнике закупки ООО "РОСТСЕРВИС" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение 3 (трех) жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в г. Нерюнгри, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (изв. N 0816500000622003718).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось не исполнение ООО "РОСТСЕРВИС" обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) 21.03.2022 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000622003718 на приобретение 3 (трех) жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в г. Нерюнгри, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 18 006 800,00 рублей;
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) единственная заявка участника закупки ООО "РОСТСЕРВИС" признана соответствующей требованиям извещения об электронном аукционе и победителем.
4) 05.07.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт на приобретение 3 (трех) жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в г. Нерюнгри, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (реестровый номер контракта N 2143533916822000252).
5) 22.09.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6) 03.10.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение включить сведения об участнике закупки ООО "РОСТСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаца 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
05.07.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт на приобретение 4 (четырех) жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в г. Нерюнгри, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (реестровый номер контракта N 2143533916822000253).
Согласно разделу 1 "Предмет и цена контракта" контракта установлено следующее:
"1.1. Предметом настоящего Контракта является приобретение Заказчиком с согласия (в пользу) Муниципального образования "Город Нерюнгри" (Приложение N 1 к настоящему Контракту) 3 жилых помещений (благоустроенных квартир) в строящемся жилом доме по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, г.Нерюнгри, ул.Южно-Якутская, д.9а, у Застройщика для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
По настоящему Контракту Застройщик обязуется передать в муниципальную собственность Муниципального образования "Город Нерюнгри" 3 жилых помещений (благоустроенных квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, которые будут расположены в строящемся многоквартирном доме, проектная документация которого имеет положительное заключение государственной экспертизы, в случаях установленных статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, г.Нерюнгри, ул.Южно-Якутская, д.9а, общей площадью - 190,75 кв.м (далее - Квартиры), а Заказчик обязуется оплатить за них цену в соответствии с условиями Контракта.
1.2. 1.2. Застройщик обязуется передать Квартиры в муниципальную собственность Муниципального образования "Город Нерюнгри" не позднее 20 октября 2023 г."
Из пояснений заказчика следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось нарушение заинтересованным лицом условий контракта - не исполнение заинтересованным лицом обязательств предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 10 "Порядок расторжения Контракта" контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"10.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта если в ходе исполнения контракта установлено, что:
10.5.1. Застройщик и (или) Квартиры перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) Квартирам;
10.5.2. При определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Застройщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
10.5.3. Если Заказчиком проведена экспертиза Квартир с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
10.6. В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает и размещает такое решение в единой информационной системе. Датой поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Застройщик.
10.7. Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 10.6 настоящего Контракта считается надлежащим уведомлением Застройщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.8. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Застройщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
22.09.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 22.09.2023 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 22.09.2023 г.
22.09.2023 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 03.10.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
05.07.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт.
Согласно подразделу 3.1.6. раздела 3 государственного контракта Застройщик обязан Обеспечить Заказчику возможность контроля за ходом выполнения работ, качеством используемых материалов, беспрепятственный доступ к любому конструктивному элементу. По требованию Заказчика предоставлять документацию, подготовленную (полученную) в ходе выполнения работ по Контракту;
14.09.2022 г. заказчиком в адрес подрядчика было направлено претензионное письмо от 14.09.2022 N 530/1011 откуда следует, что в рамках проводимого Заказчиком мониторинга было установлено значительное отставание от графика производства работ по рассматриваемому объекту и практическое бездействие Застройщика.
Согласно графику производства работ по договору подряда от 15 июля 2022 г. N В230, заключенному между субподрядчиками Застройщика - ООО "Андромета Северо- восток" и ООО ПСК "Монолит", согласно которому в сентябре 2022 года должны были быть завершены следующие виды работ:
- земляные работы;
- устройство фундаментов и стен подвала, крылец;
- устройство железобетонных перекрытий;
- устройство стен и перекрытий (облицовка ЦСП).
Также должны были быть начаты следующие виды работ:
- устройство стен и перекрытий (облицовка ЦСП);
- устройство фасада;
- устройство оконных и дверных блоков.
Из вышеуказанных работ на момент проведения заказчиком мониторинга объекта было выявлено, что ни один из вышеперечисленных видов работ небыли исполнены.
Из пояснений заинтересованного лицо следует, что с учетом Правил расширенного банковского сопровождения контрактов, открытия и обслуживания отдельных обособленных банковских счетов в АКБ "Алмазэргиенбанк" АО, оформления банковских гарантий и выполнения всех условий банка, аванс зачислен на расчетные счета ООО "РОСТСЕРВИС" с 17 по 21 июля 2022 г. При открытии расчетных счетов для Г подрядчика и субподрядчика имели место технические сбои на стороне банка, поэтому авансовые платежи им поступили в конце августа - начале сентября 2022 г.
При таких обстоятельствах закупить бетон, арматуру и иные материалы досрочно не представлялось возможным, что повлекло задержку выполнения работ.
В ноябре 2022 г. при итоговом рассмотрении директивного графика реализации проекта Застройщиком было указано, что Генеральный подрядчик ООО "Андромета Северо-Восток" нарушил свои обязательства по обеспечению в надлежащем порядке материалами, оборудованием и трудовыми ресурсами объекта строительства. Денежные средства после претензии подрядчик не вернул, в связи с чем договор генподряда был расторгнут, в Арбитражный суд МО подан иск, дело N А41-11952/2023, отложено на 24.10.2023 г., сумма исковых требований более 46 млн. руб.
Заинтересованное лицо также пояснило, что имелись объективные причины, послужившие основанием для увеличения срока строительства, по причине выполнения работ по выносу инженерных коммуникаций за пределы строительного участка. Указанные работы не вошли в состав проекта на строительство дома, но они выполнены. Подрядчик, ООО "Андромета Северо-Восток", предъявил к оплате за вынос сетей сумму свыше 21 млн. руб. По этим работам предстоит судебная экспертиза и разбирательство. Из действий подрядчика в ноябре 2022 г. стало очевидно - денежных средств на строительство нет, что явилось основанием для обращения в Арбитражный суд и с заявлением в МВД Республики Саха (Якутия) о расследовании. Заявление принято и в настоящее время идет следствие (Обращение и ответ прилагаются).
10.04.2023 был составлен АКТ по направленному отчету администрации МО "Город Нерюнгри" за ходом строительства объекта откуда следует, что по состоянию на 10.04.2023 года, строительная готовность объекта составляет менее 8%. Строительно-монтажные работы на объекте не ведутся. По результатам проверки за ходом строительства объекта и согласно графику производства работ, отставание по исполнению общестроительных работ составляет более 30 календарных дней, что может привести к неисполнению в срок передачи жилых помещений согласно заключенным государственным контрактам.
18.05.2023 г. заказчиком в адрес подрядчика было направлено претензионное письмо от 18.05.2023 N 530/563 откуда следует, что рамках проводимого Заказчиком мониторинга установлено значительное отставание от графика производства работ по рассматриваемому объекту и практическое бездействие Застройщика.
29.05.2023 Заказчиком был составлен АКТ по направленному отчету администрации МО "Город Нерюнгри" за ходом строительства объекта откуда следует, что по состоянию на 29.05.2023 года, строительная готовность объекта составляет менее 8%. По результатам проверки за ходом строительства объекта и согласно графику производства работ, отставание по исполнению общестроительных работ составляет более 40 календарных дней, что может привести к неисполнению в срок передачи жилых помещений согласно заключенным государственным контрактам.
19.06.2023 Заказчиком был составлен АКТ по направленному отчету администрации МО "Город Нерюнгри" за ходом строительства объекта откуда следует, что по состоянию на 19.06.2023 года, строительная готовность объекта составляет менее 10%. По результатам проверки за ходом строительства объекта и согласно графику производства работ, отставание по исполнению общестроительных работ составляет более 50 календарных дней, что может привести к неисполнению в срок передачи жилых помещений согласно заключенным государственным контрактам.
24.07.2023 Заказчиком был составлен АКТ по направленному отчету администрации МО "Город Нерюнгри" за ходом строительства объекта откуда следует, что по состоянию на 24.07.2023 года, строительная готовность объекта составляет менее 10%. По результатам проверки за ходом строительства объекта и согласно графику производства работ, отставание по исполнению общестроительных работ составляет более 60 календарных дней, что может привести к неисполнению в срок передачи жилых помещений согласно заключенным государственным контрактам.
14.08.2023 Заказчиком был составлен АКТ по направленному отчету администрации МО "Город Нерюнгри" за ходом строительства объекта откуда следует, что по состоянию на 14.08.2023 года, строительная готовность объекта составляет менее 15%. По результатам проверки за ходом строительства объекта и согласно графику производства работ, отставание по исполнению общестроительных работ составляет более 70 календарных дней, что может привести к неисполнению в срок передачи жилых помещений согласно заключенным государственным контрактам.
16.08.2023 был составлен Протокол N Пр-145-ПЗ совещания у первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) _ по рассмотрению объектов жилищного строительства в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" откуда следует, что было поручено проверить достоверность представленных сведений о ходе строительства многоквартирного дома, по адресу: г. Нерюнгри, ул. Южно-Якутская, д.9а, Нерюнгринский район, в случае отсутствия положительной динамики темпов строительства, внести предложение по принятию мер.Срок - до 21 августа 2023 года. Обеспечить замену выпадающих в связи с расторжением государственных контрактов объемов. Срок - до 15 сентября 2023 года.
11.09.2023 Заказчиком был составлен АКТ по направленному отчету администрации МО "Город Нерюнгри" за ходом строительства объекта откуда следует, что по состоянию на 11.09.2023 года, строительная готовность объекта составляет менее 15%. По результатам проверки за ходом строительства объекта и согласно графику производства работ, отставание по исполнению общестроительных работ составляет более 80 календарных дней, что может привести к неисполнению в срок передачи жилых помещений согласно заключенным государственным контрактам
25.09.2023 Заинтересованным лицом в адрес заказчика было направлено возражение на претензию откуда следует, что ООО "РОСТСЕРВИС" считает, что расторжение государственного контракта возможно только в судебном порядке, поскольку существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении контракта
27.09.2023 Заинтересованным лицом в адрес заказчика было направлено возражение на претензию от 27.09.2023 N257 откуда следует, что с учетом выполненных работ, с учетом наличия строительных материалов на сумму 83 млн руб., полученных по договору целевого товарного кредита с АО "Атомэнергоремонт", считаем целесообразным заключить Дополнительное соглашение к контрактам о продлении сроков, с обращением к Правительству Республики Саха (Якутия) о принятии Распоряжения и включению в перечень ООО "РОСТСЕРВИС" для получения разрешения о внесении изменений по соглашению сторон в существенные условия государственных контрактов, заключенных до 1 января 2023 года, по которым изменяется срок государственных контрактов с соблюдением положений частей 1.3.-1.6. статьи 95 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что ситуация по объекту в г. Нерюнгри была рассмотрена 16.08.2023 г. на совещании у первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е. По итогам рассмотрения вынесено решение, в соответствии с которым заказчику указана необходимость расторжения государственных контрактов в случае отсутствия положительной динамики хода строительства.
Кроме того, факты отсутствия положительной динамики хода строительства также были зафиксированы в отчетах о наличии работников по возведению жилого дома 9а по ул. Южно-Якутская, составленных администрацией муниципального образования "город Нерюнгри" в ходе контролирования строительства объектов.
Также была проведена претензионная работа, а именно направлены письма от 14.09.2022 г. N530/1011, от 18.05.2023 г. N530/564 в адрес ООО "Развитие, обслуживание, сопровождение, технологии, сервис" с требованием пояснений по факту неисполнения обязательств со стороны контрагента.
По состоянию на 13.10.2023 г., строительно-монтажные работы на объекте не проводятся, в связи с чем существует угроза срыва реализации программы по переселению граждан по вине застройщика. Срок передачи жилых помещений установлен контрактом до 20.10.2023 г. Срок для завершения всех строительно-монтажных работ по объекту ничтожно мал, что приводит к срыву программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по причине не ввода объекта в срок.
В силу вышеизложенного, а также возникающих рисков несвоевременного исполнения обязательств со стороны Застройщика, руководствуясь Протоколом совещания у первого заместителя Председателя Правительства РС(Я) NПр-145- ПЗ от 16.08.2023 г. и Протоколом совещания у министра строительства РС(Я) N157 от 01.09.2023 г., разделом 10 государственного контракта, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракт.
22.09.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.10.2023 г. контракт расторгнут.
Кроме того, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что обстоятельства на которые ссылается ООО "РОСТСЕРВИС" в качестве обоснования своей невиновности не могут являться надлежащим основанием при исполнении государственного контракта, так как подобные случаи причисляются к предпринимательским рискам, сопутствующим коммерческой деятельности, которая осуществляется на свой страх и риск.
Помимо прочего, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что указанная закупка осуществлялась в рамках реализации национального проекта - Жилье и городская среда. Действия заинтересованного лица приводит к срыву реализации настоящего национального проекта, и как следствие невозможности переселения граждан из жилых аварийных помещений.
Установленные фактические обстоятельства дела, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении ООО "РОСТСЕРВИС" при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить контракт в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для Заказчика, выразившимся в расторжении контракта, и, как следствие, не достижении поставленных целей для удовлетворения государственных нужд, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 104 закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о лицах, с которыми контракты расторгнуты, в том числе в одностороннем порядке.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона;
орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений";
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссией антимонопольного органа в порядке принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе нарушений не выявлено.
Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на неисполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Принимая во внимание вышеуказанные требования законодательства, заказчику необходимо было в срок до 05.10.2023 (не позднее 2 рабочих дней - 04.10.2023, 05.10.2023 следующих за днем вступления в силу решения об одностороннем отказе - 03.10.2023) направить в Якутское УФАС России посредством функционала единой информационной системы обращение о включении сведений об ООО "РОСТСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик осуществил действия по направлению в Якутское УФАС России обращения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков за рамками регламентированного законом срока - 09.10.2023, тем самым допустил нарушение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Данные действия заказчика образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России
р е ш и л а:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации сроком на два года сведения, представленные заказчиком ГКУ "ДЖС РС (Я)" об участнике закупки ООО "РОСТСЕРВИС" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение 3 (трех) жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в г. Нерюнгри, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (изв. N 0816500000622003718) (место нахождения: 125130, Г.Москва, УЛ. ЗОИ И АЛЕКСАНДРА КОСМОДЕМЬЯНСКИХ, Д. 34, СТР. 3, КОМ. 9, ИНН: 7743595495, КПП: 771301001, НЕКРАСОВ ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ- генеральный директор, ОГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения: 2237704438453 25.05.2023).
2. Признать заказчика ГКУ "ДЖС РС (Я)" нарушившим часть 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с тем, что контракт расторгнут.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены комиссии: _ _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 октября 2023 г. N 014/06/104-1539/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2023