Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12012-ИП/23 от 05.10.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка оконных жалюзи, москитных сеток и рулонных штор".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 874 016,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Относительно довода N1.
Заявитель оспаривает требования к значениям технических характеристик товара "Рулонная штора тип 1", а именно требования к плотности рулонной шторы и соответствующей ей единице измерения грамм/м.
В отношении данного довода представитель Заказчика предоставил пояснения следующего содержания.
Согласно данным производителей для создания ткани типа "Блэкаут" применяют 2 технологических способа:
"В основе создания полотен - современные технологии искусственных материалов. Полиэстер - основной компонент, иногда добавляют натуральные волокна. Для создания полотен применяют 2 технологических способа:
1. напыление - на ткань напыляют слой, блокирующий свет. Внешний слой - декоративный. Огромный ассортимент палитры, возможность нанесения принтов;
2. переплетение - трехслойный текстиль с повышенной износостойкостью. Середина из темной ткани блокирует свет, нижний слой отражает лучи, внешний слой - декор. Количество вариаций ограничено по оформлению, цветовой гамме".
Таким образом, согласно технологии производства ткани типа "блэкаут" имеют два либо три слоя. Один из них является слоем основного полотна, второй является слоем, который блокирует свет. То есть, указав в описании объекта закупки параметр "Плотность" Заказчиком установлена плотность основной ткани, при этом, чтобы не вводить участников в заблуждение второй слой (слой блокирующий свет) в техническом задании назван по типу исполняемой функции. Соответственно требования к конкретному значению показателя обозначенного словом "блэкаут" установлена как раз для ткани, блокирующей свет.
Так как по своей сути и то и другое является слоями ткани соответственно установленные требования по сути является требованием к плотности данных тканей и таким образом единицы измерения для обоих показателей является одинаковыми.
Заявитель также указывает на неоднозначное, по его мнению, толкование установленных в описании объекта закупки единиц измерения для показателей "Плотность" и "Блэкаут". В качестве единиц измерения установлено "грамм/м". Вместе с тем плотность измеряется отношению массы тела к его объему.
По данному вопросу Комиссия поддерживает довод Заявителя, поскольку вышеуказанное требование установлено неправомерно в нарушение норм законодательства о контрактной системе, так как данное требование является заведомо неисполнимым.
Таким образом, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений, содержащихся в извещении, создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Условия, установленные Заказчиком в извещении, должны содержать ясные и однозначные требования, не допускающие разного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел представление о том, какие документы он должен представить для участия в закупке и каким требованиям он должен соответствовать.
В связи с чем, указанное выше требование не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика и препятствует правильному заполнению заявки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего неправомерное положения в извещении, нарушает пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В отношении довода N2.
Заявитель обращает внимание, что Заказчик в рамках товара "Рулонная штора тип 4" требует различные значения по размерам, плотности, светопроницаемости, что вводит участников в заблуждение, не понятно как указывать значения в заявке.
В отношении данного довода представитель Заказчика пояснил, что Приложение N1 к ООЗ содержащее форму требований к характеристикам товара составлено с наличием технической неточности. Для товара N9 "Рулонная штора тип 4" все установленные показатели, в результате технического сбоя, оказались задвоены.
В связи с чем, что материалами дела подтверждается, что вышеуказанное задвоение является явной технической ошибкой, Комиссия, фиксируя нарушение, не установила доказательств влияния ее на ход торгов, при том что за разъяснениями Общество не обращалось.
В отношении довода N3.
Комиссия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными на основании следующего.
Комиссия установила, рассматриваемой закупкой предусмотрены следующие коды ОКПД2: 13.92.22.120 - "Навесы и маркизы (шторы от солнца)"; 13.99.11.120- "Полотна сетчатые прочие, кроме тканых, трикотажных или вязаных полотен". (согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
По мнению Заявителя, из извещения следует, что Заказчику требуются к поставке не только рулонные шторы, но и Жалюзи, для которых по мнению Заявителя предусмотрен другой код ОКПД2.
При этом из пояснений Заказчика в отношении данного довода следует, что товары с конкретными, необходимыми заказчику характеристиками, отсутствуют в позициях КТРУ, следовательно, заказчик вправе в соответствии с требованиями пункта 7 Правил использования КТРУ осуществить описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, что и было сделано заказчиком в рассматриваемом случае. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно были определены коды ОКПД2, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения.
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе в части неправомерного не применения кода позиции КТРУ.
На основании представленных Заказчиком пояснений, анализа документов в составе извещения, Комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не подтвержден Заявителем безусловными доказательствами.
В отношении довода N4.
Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащих, по мнению Заявителя, положений инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Согласно статье 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявителем не было представлено доводов и документов, обосновывающих нарушение прав и законных интересов участников закупки или невозможность подачи заявки.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Выдача контрольным органом предписания о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки в процессе осуществления закупки без подтверждений их документами в составе жалобы не отвечает целям осуществления контроля контрактной системы в сфере закупок, поскольку данный контроль осуществляется в целях соблюдения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, соблюдения конкуренции, прав и законных интересов участников закупок и принципов распоряжения бюджетными средствами. Расхождения между извещением и контрактом, может повлечь не достижение указанных целей, в том числе потому, что исполнение заказчиком такого предписания может необоснованно затягивать процедуру закупки, что в некоторых случаях может повлечь нарушение бюджетных обязательств заказчиков.
Таким образом, само по себе непонимание со стороны подателя жалобы требований Инструкции могло быть устранено еще на стадии обращения к Заказчику с запросом.
Доказательств того, что спорные положения извещения вводят потенциальных участников закупки в заблуждение и нарушают права, а также что товары, являющиеся предметом закупки, не находятся в свободном обращении на товарном рынке, в составе жалобы Заявителем на дату рассмотрения дела со стороны антимонопольного органа не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лаборатория ремонта" частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как в материалы дела не представлено доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 октября 2023 г. N 047/06/42-3167/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023