На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБОУ ВО СПбГУ ГА им. А.А. Новикова (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку, программирование, монтажные и пусконаладочные работы каналообразующего оборудования РСПИ "Стрелец-Мониторинг" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0372100043923000081) (далее - Аукцион, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 19.07.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 004 666,66 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства организации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.07.2023;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата подведения итогов - 01.08.2023;
8) по результатам рассмотрения заявок, заявки 4 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано ООО "Ивалис" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 561 216,39 руб.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно Извещению объектом закупки является поставка, программирование, монтажные и пусконаладочные работы каналообразующего оборудования РСПИ "Стрелец-Мониторинг".
В соответствии с Приложением N 1 к описанию объекта закупки (приложение к Извещению) установлен ряд характеристик поставляемого товара "объектовая станция с релейными входами РСПИ "Стрелец - Мониторинг".
На заседании Комиссии установлено, что "РСПИ "Стрелец - Мониторинг" является товарным знаком, при этом Извещение не содержит сведений, допускающих поставку эквивалентного товара.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений Извещения, содержащий в том числе следующий вопрос: "_просим уточнить, на каких законных основаниях происходит ограничение рынка и указывается товарный знак в предмете контракта в нарушение Закона о контрактной системе, если на сайте Главного управления МЧС четко указано несколько производителей, имеющих все необходимые сертификаты".
При этом 24.07.2023 Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений Извещения от 24.07.2023 N РИ1 следующего содержания: "Заказчиком будут внесены соответствующие изменения: просим читать РСПИ Стрелец-Мониторинг как "приборы объектовые оконечные системы передачи извещений" по тексту извещения и приложений к нему", а также в составе разъяснений размещена новая редакция описания объекта закупки, содержащая ряд характеристик поставляемого товара "прибор объектовый оконечный системы передачи извещений" (далее - Товар) без указания на товарный знак.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком не внесены изменения в Извещение.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные изменения в Извещение направлены на контроль в Федеральное казначейство 24.07.2023. Вместе с тем, в связи с технической ошибкой должностного лица Заказчика, после прохождения контроля в Федеральном казначействе изменения не были опубликованы в ЕИС.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в объекте закупки указание на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент", нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2023 NИЭА1, на участие в Аукционе подано 4 заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении поданных заявок от участников закупки руководствовалась Извещением и новой редакцией описания объекта закупки (размещенной в Извещении), признав соответствующими заявки участников, предложивших к поставке Товар, имеющий отличный товарный знак от РСПИ "Стрелец-Мониторинг". Например, Победителем предложен к поставке прибор объектовый оконечных систем передачи извещений ППКОП-ПОО "НОВОЛЕТ".
Таким образом, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 18.10.2023 по делу N 23/44/99/116 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 октября 2023 г. N 23/44/99/116
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023