На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Корпорация "Комета" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплекта оборудования для изготовления многослойных микроплат по технологии LTCC для реализации проекта "Реконструкция и техническое перевооружение производства и испытательной базы филиала ОАО "Корпорация "Комета" - "КБ "Квазар", г. Нижний Новгород" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0573100002718000027) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону (далее - НМЦК).
В ходе проведения внеплановой проверки 09.10.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 18.10.2023.
В соответствии с Извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 27.12.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) НМЦК - 191 800 135,90 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 23.01.2019;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, допущенных к участию в Аукционе;
7) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подал 1 участник Аукциона, признанный соответствующим требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе (далее в ред. от 27.12.2018);
8) Заказчиком с ООО "НижПромИнжиниринг" заключен контракт от 04.03.2019 N 0573100002718000019-0254003-02 по цене 190 841 135,22 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1772383667119000010).
В соответствии с документацией об Аукционе закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) (далее в ред. от 29.07.2018).
1. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
На основании части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора,на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о государственном оборонном заказе.
Пунктом 4 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков),а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 105 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1465) (далее в ред. от 02.12.2017), предусмотрено,что государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 6 Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106 - 112 Положения.
Пунктом 6 Положения установлено, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении:
а) продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;
б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте "а" пункта 6 Положения;
в) российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);
г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;
д) сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах "а" - "г" пункта 6 Положения, - в части применения положений, предусмотренных разделами II, III и IV Положения.
Согласно Извещению предметом закупки является поставка комплекта оборудования для изготовления многослойных микроплат по технологии LTCC
для реализации проекта "Реконструкция и техническое перевооружение производства и испытательной базы филиала ОАО "Корпорация "Комета" -"КБ "Квазар", г. Нижний Новгород" (далее - Товар).
Комиссией установлено, что поскольку Товар не включен в перечень, указанный в пункте 6 Положения, НМЦК формируется Заказчиком в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что с целью определения НМЦК применен проектно-сметный метод, поскольку в рамках Аукциона поставке подлежит Товар, включенный в проектно-сметную документацию "Реконструкция и техническое перевооружение производства и испытательной базы филиала ОАО "Корпорация "Комета" - "КБ "Квазар",г. Нижний Новгород", которая прошла обязательную государственную экспертизу и экспертизу достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.
Вместе с тем статьей 22 Закона о контрактной системе не предусмотрено применение проектно-сметного метода при определении начальной (максимальной) цены контракта по закупкам на поставку товаров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно применившего проектно-сметный метод при определении НМЦК, нарушают часть 6 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами,в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 9) (далее в ред. от 26.07.2018).
Пунктом 1 Постановления N 9 устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению к Постановлению N 9 и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства,за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют (далее - Перечень).
В силу пункта 3 Постановления N 9 подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), является заключение Минпромторга России об отсутствии производства на территории Российской Федерации этих товаров, выдаваемое в установленном указанным Министерством порядке с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Согласно Извещению в рамках Аукциона поставке подлежит Товар с ОКПД2 28.99.20 "Оборудование и аппаратура, исключительно или в основном используемые для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев", не включенный в Перечень.
Вместе с тем в соответствии с Извещением запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 9,не применяется.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил сведения,согласно которым, в ответ на направленные Заказчиком в Минпромторг России заявления о выдаче заключения об отсутствии производства оборудования на территории Российской Федерации получены заключения Минпромторга России от 05.07.2018 N 42199/05, от 05.07.2018 N 42297/11, от 15.10.2018 N 66587/05,от 16.07.2018 N 44568/05 (далее - Заключения).
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что Минпромторгом России выданы Заказчику Заключения, Заказчиком в Извещении не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 9.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе (далее - Техническое задание) в состав Товара включены:
- печь обжига (производственная);
- печь обжига (лабораторная, камерная);
- установка фрезеровки сырой керамики;
- установка изостатического ламинирования (с вакуумированием);
- установка формирования стека;
- установка формирования отверстий;
- установка резки сырой керамик;
- микроскоп акустический;
- установка сушки керамических листов;
- установка трафаретной печати.
Так, Комиссией установлено, что в заявлении Заказчика о выдаче заключения об отсутствии производства оборудования на территории Российской Федерации от 07.05.2018 N 13/717, являющимся приложением к заключению Минпромторга России 05.07.2018 N 42199/05, установлены характеристики оборудования "Установка резки сырой керамики", в том числе "размер стола (не более), мм: 250х250", "толщина режущей кромки (точно): 100 или 300", "частота, Гц: 50/60".
При этом в Техническом задании установлены иные значения характеристики указанного оборудования, а именно: "максимальный размер стола (не менее), мм: 250х250", "толщина режущей кромки (точно), мкм: 100","частота, Гц: 50" (указанный в решении перечень не является исчерпывающим).
Учитывая, что Заказчиком в Техническом задании установлены значения характеристик Товара, отличные от значений характеристик, указанных в заявлениях, на основании которых Минпромторгом России выданы Заключения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе не применен запрет, предусмотренный Постановлением N 9.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 Постановления N 9, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 18.10.2023 по делу N П-303/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 октября 2023 г. N П-302/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023