На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Корпорация "Комета" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку 6-ти координатного обрабатывающего центра по типу МСР 500 CNC (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0573100002717000033) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону (далее - НМЦК).
В ходе проведения внеплановой проверки 10.10.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.10.2023.
В соответствии с Извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 22.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) НМЦК - 103 275 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.12.2017;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе (далее в ред. от 29.07.2017) Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с ООО "НижПромИнжиниринг" заключен контракт от 27.12.2017 N 0573100002717000033-0254003-02 по цене 103 275 000 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1772383667117000019).
В соответствии с документацией об Аукционе закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) (далее в ред. от 29.07.2017).
1. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
На основании части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора,на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о государственном оборонном заказе.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 407 (ред. от 27.05.2017) "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" (далее - Постановление N 407).
В соответствии с пунктом 6 Положения при осуществлении закупок продукции начальная (максимальная) цена государственного контракта, а также цена государственного контракта с единственным поставщиком определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных Положением.
Согласно пункту 9 положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением N 407 (далее - Положение) в целях определения начальной (максимальной) цены государственного контракта государственный заказчик выбирает не менее 2 поставщиков (подрядчиков, исполнителей) из числа организаций, производящих удовлетворяющую его требованиям продукцию (далее - поставщик), и включает их в перечень предполагаемых поставщиков.
Также согласно пункту 9 Положения государственный заказчик направляет одновременно всем предполагаемым поставщикам, включенным в указанный перечень, одинаковые по содержанию запросы о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика (далее - запрос о цене), по формам, устанавливаемым государственным заказчиком по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, и информацию о том, что при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта государственным заказчиком будут учитываться их предложения о цене на продукцию (далее - предложения о цене), поступившие в течение 30 дней со дня направления государственным заказчиком соответствующего запроса о цене.
Согласно Извещению предметом закупки является поставка 6-ти координатного обрабатывающего центра по типу МСР 500 CNC (далее - Товар).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что с целью определения НМЦК применен проектно-сметный метод, поскольку в рамках Аукциона поставке подлежит Товар, включенный в проектно-сметную документацию "Научно-проектный центр оптоэлектронных комплексов наблюдения - филиал Открытого акционерного общества "Корпорация космических систем специального назначения "Комета", г. Санкт-Петербург: реконструкция и техническое перевооружение оптико-механического производства", которая прошла обязательную государственную экспертизу и экспертизу достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.
Вместе с тем статьей 22 Закона о контрактной системе не предусмотрено применение проектно-сметного метода при определении начальной (максимальной) цены контракта по закупкам на поставку товаров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно применившего проектно-сметный метод при определении НМЦК, нарушают часть 6 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 9) (далее в ред. от 14.01.2017).
Пунктом 1 Постановления N 9 устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению к Постановлению N 9 и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства,за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют (далее - Перечень).
В силу пункта 3 Постановления N 9 подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), является заключение Минпромторга России об отсутствии производства на территории Российской Федерации этих товаров, выдаваемое в установленном указанным Министерством порядке с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".
Согласно Извещению в рамках Аукциона поставке подлежит Товар с ОКПД2 28.41.12.110 "Центры металлообрабатывающие", не включенный в Перечень.
Вместе с тем в соответствии с Извещением запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 9,не применяется.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил сведения,согласно которым в ответ на направленное Заказчиком в Минпромторг России заявление о выдаче заключения об отсутствии производства оборудования на территории Российской Федерации получено заключение Минпромторга России от 18.10.2017 N 68236/05 (далее - Заключение).
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что Минпромторгом России выданы Заказчику Заключение, Заказчиком в Извещении не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 9.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе (далее - Техническое задание) в состав Товара включены:
- 6-ти координатный обрабатывающий центр по типу MCP 500 CNC;
- Термостабилизатор 1,7 кВт;
- Бак для полировальной суспензии с насосом высокого давления и мешалкой;
- VA 50.1 Вакуумный агрегат;
- Пневматический мембранный патрон HD25150 мм с шариковым штифтом;
- Адаптер с мембранным патроном HD25 для полировки цилиндрической оптики;
- Измерительный штатив для инструмента и оправок с хвостовиком для патрона HD40;
- Комплект инструмента оснастки и расходных материалов.
Кроме того, в Техническом задании установлены иные значения характеристики указанного оборудования, а именно: "Подключаемая мощность: 13,0_0,1 кВт", "Масса: Не более 4300 кг", "Высокоскоростная полировка для сферических линз по методу и технологии синхронизированных скоростей: O (20?300) мм." (указанный в решении перечень не является исчерпывающим).
При этом на заседании Комиссии установлено, что в заявлении Заказчика о выдаче заключения об отсутствии производства оборудования на территории Российской Федерации от 21.08.2017 N 05/2143/17, являющимся приложением к Заключению, вышеуказанные характеристики оборудования отсутствуют.
Учитывая, что Заказчиком в Техническом задании установлены значения характеристик Товара, отличные от значений характеристик, указанных в заявлениях, на основании которых Минпромторгом России выданы Заключения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе не применен запрет, предусмотренный Постановлением N 9.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 Постановления N 9, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 19.10.2023 по делу N П-308/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 октября 2023 г. N П-309/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023