Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "МИРТРАНС" на действия Заказчика ГКУ СО "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" и Уполномоченного учреждения ГКУ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении конкурса в электронной форме N 0860200000823006520 "Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры), разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности), разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства не подлежащих категорированию ГКУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства",
УСТАНОВИЛА:
17.10.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "МИРТРАНС" на действия Заказчика ГКУ СО "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" и Уполномоченного учреждения ГКУ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении конкурса в электронной форме N 0860200000823006520 "Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры), разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности), разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства не подлежащих категорированию ГКУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что описание объекта закупки, составленное Заказчиком, не соответствует нормам статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, присутствующий при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
31.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса.
06.10.2023 в извещение о проведении Конкурса внесены изменения.
Заказчиком по данному Конкурсу является ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 59 711 275,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно доводу жалобы, описание объекта закупки, составленное Заказчиком, ограничивает количество участников закупки и нарушает нормы Закона о контрактной системе, поскольку разработка паспортов обеспечения транспортной безопасности технологически и функционально не связана с проведением оценки уязвимости и разработкой планов обеспечения транспортной безопасности, Заказчиком объединены в один лот технологически и функционально не связанные работы (услуги).
В соответствии с извещением, объектом закупки является проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры), разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности), разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства не подлежащих категорированию ГКУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства".
Согласно пояснениям представителей Заказчика и Уполномоченного учреждения, комплекс работ, составляющий объект закупки, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему реализуемых на объектах транспортной инфраструктуры мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1518 "Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступающее в силу с 1 сентября 2024 года, которое заменит Распоряжение Правительства 1653-р, в пункте 9 включает разработку и реализацию паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию) и паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
Кроме того, согласно п. 1.10. указания Генпрокуратуры России от 25.01.2022 N 32/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования воздушного транспорта" в области обеспечения транспортной безопасности особое внимание обращать на своевременность включения объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствующие реестры согласно их категории, проведение оценки уязвимости, разработку и полноту реализации планов и паспортов обеспечения транспортной безопасности, оснащение объектов необходимыми инженерно-техническими средствами защиты, организацию их охраны, соблюдение порядка передачи информации о членах экипажей и пассажирах в соответствующие базы данных, проведение досмотра в целях транспортной безопасности, предполетного (послеполетного) досмотра, а также на обеспечение в аэропортах охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Также Постановление Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 г. N 646-п "О государственной программе Саратовской области "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств" в том числе предусматривает Основное мероприятие 2.9 "Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них". В целях реализации указанного мероприятия подпрограммы запланировано следующее: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, в том числе разработка планов и паспортов обеспечения транспортной безопасности, реализация мероприятий, запланированных в планах обеспечения транспортной безопасности, содержание инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности и прочее.
Таким образом, разработка паспортов обеспечения транспортной безопасности является технологически и функционально связанной с оценкой уязвимости и планом обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее-Закон о транспортной безопасности), сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о транспортной безопасности, сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, а также судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, являются информацией ограниченного доступа.
Соответственно, все сведения, касающиеся работ, которые подрядчику необходимо выполнить в рамках закупки, являются информацией ограниченного доступа.
В соответствии с п. 1.5 ст. 9 Закона о транспортной безопасности началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, предшествует проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.
В соответствии п 5.1.2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России N 370, в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры и (или) судне, подлежащем оценке уязвимости, мер по защите от актов незаконного вмешательства. Результатом изучения является описание системы мер по защите от актов незаконного вмешательства, принятых субъектом транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и (или) судне, подлежащем оценке уязвимости.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о транспортной безопасности оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, не проводится.
Персонал специализированных организаций, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, подлежит подготовке и аттестации в порядке, установленном для сил обеспечения транспортной безопасности.
Порядок обращения со сведениями, содержащимися в результатах оценки уязвимости, планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности установлен Законом о транспортной безопасности, Постановлением Правительства от 14.11.2022 N 2051 "Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также со сведениями, содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Далее - Правила). Пунктом 2 Правил определено, что Правила обязательны к применению осуществляющими обращение с информацией ограниченного доступа:
- специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности (далее - специализированные организации); - субъектами транспортной инфраструктуры; - силами обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Закона о транспортной безопасности специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Следовательно, отсутствие у юридического лица соответствующей аккредитации в области обеспечения транспортной безопасности, полученной в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, налагает запрет на осуществление деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности, в том числе на обращение с информацией ограниченного доступа.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 10.12.2020 N 2070 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию" установлено ограничение в допуске к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие положениям, предусмотренным частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Таким образом, извещение соответствует требованиям законодательства в области транспортной безопасности, а соответственно не ограничивает конкуренцию и позволяет в результате торгов выявить победителя, который отвечает всем требованиям в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с тем, что всем видам работ, указанным в объекте закупки, предшествует обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также изучение реализуемых на них мер предотвращения угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности, выполнить названные работы могут только организации, которые отвечающие всем требованиям в области обеспечения транспортной безопасности (специализированные организации, аккредитованные компетентным органом).
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в закупке в части детализирующего показателя о наличии у участника закупки квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N 2604).
Согласно пункту 3 Положения N 2604 для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "д" пункта 24, пункту 25 Положения N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, в том числе, показатель оценки о наличии у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Статьей 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Из системного толкования Положения N2604 следует, что заказчиком устанавливаются критерии оценки, которые позволяют заказчику при оценке заявок выявить в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по данным критериям оценки и в порядке, установленным в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящего постановления, лучшие условия исполнения контракта, указанные в заявках участников закупки.
Согласно письму ФАС России от 07.02.2023 N ПИ/8371/23 "О рассмотрении обращения" заказчик самостоятельно определяет и устанавливает документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников, требования к их содержанию, наименованию квалификации при необходимости, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Положения, профессиональных стандартов, а также с учетом специфики планируемой к осуществлению закупки.
Таким образом, наличие высшего образования специалистов участника закупки является не избыточным требованием, а детализирующим критерием для выявления лучших условий оказания услуг.
Отсутствие у участников закупки квалифицированных специалистов с высшим образованием не лишает участника закупки права и возможности на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. Нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителя конкурса - лица наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2019 N 308-ЭС19-11278).
Кроме того, согласно п. 10 Приложения N 2 к приказу Минтранса России от 29.12.2023 N 578 кандидатами на обучение по программе повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве, и персонала специализированных организаций являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
С учетом вышеизложенного, наличие высшего образования у специалиста является не избыточным требованием, а выявлением лучших условий выполнения работ (оказания услуг), для чего Заказчиком и был установлен соответствующий показатель.
Представитель Уполномоченного учреждения также отметил, что Заказчиком при подготовке обоснования начальной максимальной цены контракта были направлены запросы и в ответ получены коммерческие предложения от 4 организаций, которые потенциально были готовы выполнить указанные в Описании объекта закупки работы.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "МИРТРАНС" на действия Заказчика ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" и Уполномоченного учреждения ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении конкурса в электронной форме N 0860200000823006520 "Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры), разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности), разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства не подлежащих категорированию ГКУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 20 октября 2023 г. N 064/06/33-1380/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023