Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГБОУ СОШ N15 Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):.,
ООО "АРС+" Экологический Инжиниринг (далее - Участник, Подрядчик):.,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 25795-ЭП/23 от 11.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений (спортивного зала) для нужд государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 15 Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200002323000023),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений (спортивного зала) для нужд государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 15 Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200002323000023) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 9 206 154,30 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АРС+" Экологический Инжиниринг.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АРС+" Экологический Инжиниринг заключен государственный контракт N 356 от 17.04.2023 на сумму 6 379 022,20 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.10 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АРС+" Экологический Инжиниринг.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту помещений (спортивного зала) (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 36, лит. А (далее - Объект) (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 4.3.4 Контракта окончание выполнения Работ - не позднее 07.08.2023.
01.06.2023 в соответствии с п. 4.3.1 Контракта подписан акт передачи объекта для выполнения работ.
03.08.2023 Сторонами в присутствии Технического надзора составлен и подписан акт N 1 о сроках исполнения Работ на Объекте, которые не соответствуют календарному плану.
07.08.2023 Сторонами в присутствии Технического надзора составлен и подписан акт о нарушении срока исполнения Контракта, в котором указано, что выполнение работ на этот день составило 30% от общего объема всех Работ.
07.08.2023 Заказчик вручил письмо представителю Подрядчика на имя генерального директора (исходящий N 294 от 07.08.2023), где описал сложившуюся ситуацию и потребовал выполнить Работы до 20.08.2023.
08.08.2023 Сторонами в присутствии Технического надзора составлен и акт об обязательстве Подрядчика выполнить работы по штукатурке и окраске стен и потолков, электромонтажные работы, работы по системе отопления с указанием срока окончания этих видов работ до 15.08.2023.
23.08.2023 Заказчик отправил в адрес Подрядчика письмо с требованием представить документы, подтверждающие факт заказа спортивного паркета фирмы Grabo (изготовитель Венгрия) согласно локально-сметному расчету к Контракту, а также предоставить до 30.08.2023 план-график работ по укладке данного паркета.
В ответ Подрядчиком было представлено письмо на адрес Заказчика о том, что срок поставки спортивного паркета в Учреждение должен быть осуществлен до 05.09.2023.
Заказчиком в присутствии Технического надзора 06.09.2023 года был составлен акт о недостатках, выявленных в ходе осмотра Объекта. В этот же день Заказчик передал через представителя Подрядчика письмо (исходящий N 343 от 06.09.2023) об устранении недостатков по ремонту.
07.09.2023 Подрядчик уведомил (входящий N 116 от 07.09.2023) Заказчика о том, что устранение недостатков по ремонту спортивного зала произведут до 10 сентября 2023 года, а до 15 сентября привезут на объект спортивный паркет.
12.09.2023 года Заказчиком в присутствии Технического надзора был составлен акт о том, что недостатки, выявленные ранее не устранены, паркетное покрытие на Объекте отсутствует.
15.09.2023 Подрядчик предоставил документы, подтверждающие закупку и транспортировку спортивного паркета фирмы Grabo (изготовитель Венгрия), однако на 21 сентября спортивный паркет поставлен на Объект не в полном объеме, объяснений по факту недостающего объема паркетного пола предоставлено не было.
25.09.2023 Заказчиком был составлен акт о том, что недостатки, выявленные ранее не устранены, паркетное покрытие на Объекте в полном объеме отсутствует.
По состоянию на 29.09.2023 Подрядчиком обязательства по Контракту в полном объеме не выполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 8.10 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.09.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Согласно Приложению N 3 к Контракту "Локальный сметный расчет", предусмотрена поставка и устройство продукции иностранного производства, а именно:
п. 27.3 Гидроизолирующая подложка GraboVaporex -стоимость учтена в системе (289 м2)
п. 29.1 Спортивная паркетная система GraboSport SpringAir Elite, 18+24 мм (294,78 м2)
Данные изделия производятся под официальной торговой маркой GRABOPLAST, Венгрия.
Согласно Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 2023 данные товарные позиции относятся к Коду ТН ВЭД: 4418790000 Изделия столярные и плотницкие, деревянные, строительные, включая ячеистые деревянные панели, панели напольные собранные, гонт и дранку кровельные: - панели напольные собранные: - прочие. На текущий момент введен запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт товаров, которые могут способствовать, в частности, укреплению российских промышленных мощностей, перечисленных в Приложении XXIII Регламента (ЕС) 833/2014 (об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине (с учетом 10 пакета санкций по состоянию на 27.04.2023), любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использовать в России.
Таким образом из-за введенных ограничений Европейского союза представляется невозможным приобретение продукции GRABOPLAST (Венгрия) у производителя, ввоз на территорию Российской Федерации из страны производителя запрещен.
Доставку паркетных систем продукции GRABOPLAST (Венгрия) можно осуществить исключительно путем параллельного импорта, что в свою очередь из-за дополнительных логистических затрат, значительно увеличивает конечную стоимость продукции и сроки поставки, кроме того, не гарантирует надежность поставки, также гарантийное обслуживание от производителя не осуществляется.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, Заказчику было предложено, руководствуясь ст. 95, п.65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, осуществить замену паркетной системы производителя напольной паркетной системы на аналог российского производителя, кроме того качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте.
В адрес Заказчика, после передачи объекта было направлено письмо о замене иностранного производителя спортивного паркета на российского производителя N 2023/67-ГД-П от 06.06.2023 со сравнительным анализом характеристик, подтверждающие улучшенное качество, а от Заказчика было получено решение о согласии и согласовании данной продукции российского производителя письмо N 234 от 13.06.2023.
Обществом были приняты незамедлительные меры по подготовке обустройства согласованного напольного покрытия, была оплачена паркетная система и обеспечена доставка (счет на оплату N37 от 18.07.2023, платежное поручение N 14 от 28.07.2023).
Вместе с тем, Заказчиком было направлено письмо N296/1 от 09.08.2023 о необходимости поставки и устройства продукции исключительно GRABOPLAST (Венгрия).
Подрядчиком были предприняты меры для выполнения Работ по Контракту, обеспечен поиск всех альтернативных источников закупки продукции, и как следствие приобретена паркетная система производителя GRABOPLAST (Венгрия) и обеспечена поставка Заказчику в объеме доступном на территории Российской Федерации и по своей закупочной стоимости значительно превышающая сметную стоимость (платежное поручение N 8 от 15.09.2023).
Дополнительная партия, в необходимом количестве для завершения работ по Контракту заказана путем параллельного импорта и ожидается к поставке в Российскую Федерацию г. Санкт-Петербург в октябре 2023 года.
Отсутствие на территории Российской Федерации спортивной паркетной системы GraboSport SpringAir Elite и гидроизолирующей подложки GraboVaporex подтверждается письмом поставщика ООО "Торговый Дом Материк", г. Санкт-Петербург N б/н от 28.09.2023.
Таким образом, по мнению Подрядчика, все Работы по Контракту выполнены, за исключением поставки и устройства иностранной паркетной системы и работ возможных к выполнению только после установки спортивного пола (монтаж спортивного инвентаря) в согласованные с Заказчиком сроки. Остаток Работ по Контракту от общего объёма Работ находится в зависимости от поставки остаточного объема паркетной спортивной системы.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "АРС+" Экологический Инжиниринг в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что что принимались все возможные меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "АРС+" Экологический Инжиниринг предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "АРС+" Экологический Инжиниринг в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АРС+" Экологический Инжиниринг (ИНН: 7806229215), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 октября 2023 г. N РНП-78-1423/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023