Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 8" (далее - Заказчик):
ИП Шикова Слава Маринова (далее - Участник, Поставщик, ИП Шиков С.М.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 25798-ЭП/23 от 11.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку респираторов для СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N8" (извещение N 0372200103023000095),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.08.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку респираторов для СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N8" (извещение N 0372200103023000095) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 579 204,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Шиков С.М., предложивший цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 55,5 %.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Шиковым С.М. заключен государственный контракт N 0372200103023000095-01 от 23.08.2023 на сумму 257 745,78 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.11 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
8.11.1. Неоднократного нарушения Поставщиком обязательств по Контракту.
8.11.2. Существенного нарушения требований к качеству поставленного товара (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Шиковым С.М.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку респираторов для СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N8" (далее - Товар) в течение 7 (семи) календарных дней с момента направления заявки Заказчиком (п. 1.1 Контракта).
Поставка Товара осуществляется в соответствии с п. 4 Контракта.
29.08.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка (исх. N 3191 от 29.08.2023), в которой он просил не позднее 04.09.2023 осуществить поставку Товара. Однако в сроки, указанные в заявке, поставка Товара не была осуществлена Поставщиком.
В сентябре 2023 года Заказчик направил повторную заявку на поставку (исх. N 3270 от 05.09.2023), которая так же не была исполнена Поставщиком.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки. Более того, Поставщик перестал отвечать Заказчику по каким-либо средствам связи, указанным в Контракте.
19.09.2023 с нарушением сроков Поставщиком была осуществлена единственная частичная поставка Товара.
В ходе приемки Товара приёмочной комиссией Заказчика было выявлено несоответствие Товара заявленным в Контракте характеристикам. Выявленные факты не позволили Заказчику принять Товар.
Заключение о приемке, экспертизе поставленных товаров, оказанных услуг, а также результатов отдельного этапа исполнения договора (контракта) от 25.09.2023 было размещено Заказчиком на Официальном сайте.
В связи с вышеизложенным на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.11 Контракта, учитывая неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки Товара более чем на 2 дня (нарушение более двух раз сроков поставки Товара), Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.09.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Шиковым С.М. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям:
1. Заказчик требовал от Поставщика поставку конкретных респираторов Алина 200 АВК.
При описании объекта закупки Заказчик устанавливал стандартные требования к респираторам. Вместе с тем на стадии поставки Товара выяснилось, что Заказчик рассчитывает на поставку конкретного Товара - Алина 200 АВК производства ООО "Сарапульское предприятие "Алькор". Иных производителей респираторов Алина 200 АВК не существует. Полных аналогов респираторов Алина 200 АВК также не существует. В телефонном разговоре Заказчик обозначил позицию, что примет только указанную марку респираторов, Товар с улучшенными характеристиками рассматриваться не будет, а в случае неисполнения указанного условия Заказчик не будет заключать соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон. Указанная позиция также находит своё отражение в переписке сторон Контракта.
Таким образом, Заказчик потребовал у Поставщика осуществить закупку у конкретного производителя конкретный Товар, что по мнению представителя Участника, нарушает положения о защите конкуренции и противоречит условиям Контракта в части согласованной Спецификации.
2. Поставщик предпринимал попытки осуществить поставку Товара со схожими и улучшенными характеристиками.
На складе ИП Шикова С.М. находится партия респираторов фильтрующих KN99 FFP3 NR D производства ООО "Кронус". Товар имеет схожие характеристики с Товаром, указанным в Техническом задании. Единственным отличием от требований к Товару, указанных в Техническом задании, является класс защиты FFP3, что является максимальным значением защиты у респираторов, в отличие от требуемого Заказчиком FFP2.
Поставщик готов был поставить вышеуказанных товар с незначительной задержкой, возникшей не по вине Поставщика. Вместе с тем Заказчик отказался от поставки Товара со схожими и улучшенными характеристиками.
2. ИП Шиковым С.М. был поставлен 19.09.2023 товар с улучшенными характеристиками Алина-307.
По мнению Поставщика, респиратор фильтрующий Алина-307 обладает рядом преимуществ относительно указанного в Спецификации Товара. Алина-307 реализован в пределах срока годности, что соответствует Законодательству Российской Федерации, сертифицирован для применения в области использования атомной энергии и соответствует требованиям ГОСТ 12.4.217, СанПиН 2.2.8.48-03.
Заказчик отказался от поставки указанного товара, ссылаясь на то, что он не соответствует Спецификации к Контракту.
Поставщик считает, что аргументы Заказчика, свидетельствующие о несоответствии товара, не отвечают действительности.
Заказчик изначально обозначил позицию о поставке респираторов Алина 200 АВК и о том, что любые другие респираторы другой марки и производителя не будут приняты.
Вместе с тем ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной позволяет заменять товар, подлежащий поставке по контракту, на товар с улучшенными характеристиками.
В этой связи, Поставщик полагает, что отказ Заказчика от замены товара нарушает положения законодательства Российской Федерации.
3. Поставщик сделал всё возможное для исполнения Контракта.
ИП Шиков С.М. давно осуществляет деятельность по поставке респираторов посредством участия в закупках. Поставщиком исполнено более 30 контрактов. На этапе участия в электронном Аукционе и заключении Контракта Поставщик не был осведомлён о намерении Заказчика принять только конкретный Товар от конкретного производителя. Не смотря на сложившуюся ситуацию, ИП Шиков С.М. предпринимал все попытки исполнить Контракт - осуществил поставку Товара с улучшенными характеристиками, уведомлял Заказчика о невозможности поставки в срок нужного Товара, подтверждая свои слова соответствующими документами, всегда был на связи.
Когда было уже очевидно полагать, что стороны договориться не смогут, ИП Шиков С.М. предложил расторгнуть Контракт по соглашению сторон. Заказчик принципиально отказался с целью наказания Поставщика.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Шиков С.М. в реестр недобросовестных поставщиков.
В разделе 3 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) указано наименование Товара - Респиратор фильтрующий (Алина-200 АВК или эквивалент).
Вместе с тем в ходе исполнения Контракта Участник не предъявил к поставке Товар, указанный в Контракте. При этом Участник в своих пояснениях указал на тот факт, что полных аналогов респираторов Алина 200 АВК не существует. Также Участником был предложен к поставке Товар, который, по его мнению, имел схожие и улучшенные характеристики (респираторы фильтрующие KN99 FFP3 NR D производства ООО "Кронус").
Вместе с тем согласование Заказчиком поставки Товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого, по мнению Участника, являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте, является правом, а не обязанностью Заказчика.
Таким образом, Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта, содержащемся в составе Документации электронного аукциона, однако условия Контракта не исполнил.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в полном объеме.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта, стал победителем Аукциона и не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ИП Шикова С.М. подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Шикова Слава Маринова, ИНН: 667120230927, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Шикова Слава Маринова в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
09.10.23 |
11.10.23 |
11.10.23 |
0 |
11.10.23 |
18.10.23 |
18.10.23 |
0 |
23.10.23 |
23.10.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 октября 2023 г. N РНП-78-1425/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023