Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
ФГБНУ "Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Золотухин С.Г. (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 26093-ЭП/23 от 13.10.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку набора для лапароскопических хирургических процедур (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.09.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100034623000201. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 781 510,00 рублей.
В жалобе ИП Золотухин С.Г. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться Заказчик при описании объекта закупки.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения.
Вместе с тем, пунктом 4 Правил установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект закупки Заказчиком определен как поставка набора для лапароскопических хирургических процедур.
По мнению Заявителя Заказчик нарушает нормы формирования лота, неправомерно установил код КТРУ для всего лота.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В соответствии с каталогом товаров, работ, услуг закупаемый товар соответствует коду КТРУ 32.50.50.190-00001354 "Набор для лапароскопических хирургических процедур, не содержащий лекарственные средства, одноразового использования" (обязательное использование с 01.07.2019).
Заказчиком закупается один товар "Набор для лапароскопических хирургических процедур", а не разные товары, данная закупка не имеет отдельных позиций или лотов.
Описание по данному коду КТРУ в каталоге отсутствует, поэтому заказчик самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, и самостоятельно устанавливает требуемые характеристики, в том числе самостоятельно определяет состав набора.
Закупаемый заказчиком набор состоит из технически и функционально связанных между собой медицинских изделий, используемых для одной медицинской процедуры (лапароскопия).
В соответствии с разделом "Справочная информация", указанной позиции КТРУ соответствует код Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам: 268290 "Набор для лапароскопических хирургических процедур, не содержащий лекарственные средства, одноразового использования".
Раздел "Справочная информация", является исключительно справочным и не относится к обязательной информации для использования заказчиком при формировании описания закупки (согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). В связи с этим является ошибочным довод жалобы о том, что заказчик обязан придерживаться исключительно одного кода Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам: 268290.
Согласно подп. 5 ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации отдельно не регистрируются медицинские изделия, представляющие собой укладки, наборы, комплекты и аптечки, состоящие из зарегистрированных медицинских изделий. То есть довод жалобы о том, что, по мнению заявителя, заказчик может закупать только зарегистрированные наборы, также ошибочен.
Относительно довода жалобы о нарушении, по мнению заявителя, Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поясняем следующее: поскольку используемая заказчиком позиция КТРУ допускает закупку именно набора для лапароскопических хирургических процедур, заказчик вправе использовать данную позицию КТРУ, а не закупать предметы, входящие в состав набора отдельно.
При формировании описания закупки заказчик руководствовался разъяснениями, изложенными в Письме Федеральной антимонопольной службы от 24.04.2023 г. N МШ/31508/23 "О применении положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок медицинских изделий для стентирования коронарных артерий", при осуществлении закупок медицинских изделий, предназначенных для осуществления определенной медицинской процедуры, медицинское изделие может быть как отдельной позицией, так и входить в состав набора.
Состав набора сформирован заказчиком из медицинских изделий, предназначенных для лапароскопической процедуры, объединенных между собой технической взаимосвязью и одним назначением использования.
Закупаемый набор максимально подходит для выполнения лапароскопических манипуляций, таких как миомэктомия, при которых требуются насадка и рукоятка, рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей для максимально удобного выполнения энуклеации миоматозных узлов (даже более 8 см в диаметре) без избыточного повреждения тканей и с достижением лучшего гемостаза, а для удобства манипуляций с тканями и визуализации используется ретрактор эндоскопический, который обеспечивает фиксацию органов в операционном поле.
Состав набора характеризуется однородностью и взаимосвязью изделий, входящих в его состав таким образом, что отсутствие какого-либо изделия приведет к неблагоприятным последствиям, вплоть до полной невозможности осуществления лапароскопической процедуры в принципе.
Согласно ст. 6 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи медицинские организации должны руководствоваться принципом приоритета интересов пациента.
Требование заявителя разделить закупку на три, является незаконным, и ничем не обосновано. В соответствии с действующим законодательством определение объекта закупки осуществляется заказчиком исходя из необходимости достижения целей и задач его деятельности, в связи с чем, именно заказчик определяет конкретные требования.
Необходимо отметить, что бремя доказывания обоснованности жалобы возлагается на подателя жалобы. Заявитель в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своих доводов, не представил.
Представитель Заказчика сообщил, что к моменту рассмотрения жалобы на участие в электронном аукционе была подана заявка с указанием характеристик, соответствующих описанию объекта закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 23, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Золотухина С.Г. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 октября 2023 г. N 44-4244/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023