Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ СШОР Василеостровского района (далее - Заказчик):
ИП Щетининой Ольги Валерьевны (далее - Участник, Подрядчик, ИП Щетинина О.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 25934-ЭП/23 от 12.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по модернизации освещения в баскетбольном зале с заменой осветительного оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва Василеостровского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002323000102),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.07.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации освещения в баскетбольном зале с заменой осветительного оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва Василеостровского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002323000102) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 641 765,25 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.08.2023 N ИЭА2 победителем Аукциона признана ИП Щетинина О.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Щетининой О.В. заключен государственный контракт N 07-67/23 от 22.08.2023 на сумму 3 753 242,03 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.10 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Щетининой О.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по модернизации освещения в баскетбольном зале с заменой осветительного оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) по адресу: г. Санкт-Петербург, Малый проспект В.О., дом 66, лит. А (далее - Объект) через 60 (шестьдесят) рабочих дней с момента начала выполнения Работ (п. 4.3.4 Контракта).
В силу п. 4.3.1 Контракта начало выполнения Работ - с момента подписания Заказчиком, Подрядчиком и ответственным представителем СПб ГБУ "Служба заказчика" акта передачи объекта для выполнения работ. Заказчик должен передать Объект Подрядчику по акту передачи объекта для выполнения работ, а Подрядчик обязан принять Объект и подписать акт передачи объекта для выполнения работ не позднее 3-х календарных дней с момента предъявления его Заказчиком.
Согласно Акту передачи объекта срок начала выполнения Работ - 24.08.2023. Таким образом конечный срок выполнения Работ - 15.11.2023.
В соответствии с п. 2.4 Контракта Подрядчик обязан:
- в течении 3-х рабочих дней с даты заключения Контракта согласовать при необходимости с Заказчиком уточненный график производства работ;
- выполнить Работы, обеспечив их надлежащее качество, в сроки и в порядке, установленные Контрактом, а также в соответствии с требованиями, предусмотренными для работ данного рода действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- исполнять полученные в ходе исполнения обязательств по Контракту указания Заказчика, в том числе в срок, установленный Заказчиком, безвозмездно устранять обнаруженные им недостатки в выполненных Работах.
Согласно графику производства работ, на 27.09.2023 Подрядчиком должны быть выполнены следующие виды работ:
- Доставка на объект оборудования, материалов и инструмента.
- Подготовительные работы (получение наряда-допуска, инструктаж и т.д.).
Начаты и к 28.09.2023 завершены работы по:
- Демонтажу светильников, прожекторов и кабельных линий (Баскетбольный зал А).
- Монтажу светильников, прожекторов в распределительных коробках.
- Прокладке кабельных линий (управление и электропитание).
На день принятия настоящего Решения на Объекте вышеуказанные Работы не проводились Подрядчиком.
Таким образом, Подрядчик неоднократно нарушил сроки выполнения Работ.
Кроме того, согласно п. 2.1 Протокола от 04.09.2023 рабочего совещания по исполнению Контракта, сторонами Контракта была достигнута договоренность о предоставлении в срок до 11.09.2023 следующей информации:
- светотехнического расчета, выполненного в полном соответствии с требованиями технического задания к Контракту, в отношении показателей уровня и равномерности освещенности во всех режимах освещенности для двух игровых зон баскетбольного зала ГБУ СШОР Василеостровского района, в форматах программы DIALux и pdf;
- технического описания предлагаемых Подрядчиком, аналогов светильников спортивного освещения и оборудования системы управления;
- а также, сопроводительного письма на официальном бланке Подрядчика в адрес авторского надзора (на имя технического директора ООО "Инкостарк" Кутловского Сергея Викторовича, e-mail: ksv@incostark.ru) о передаче светотехнического расчета и технического описания аналогов оборудования, для изучения на предмет анализа качества предлагаемых аналогов светильников спортивного освещения и системы управления на соответствие требованиям технического задания к Контракту и возможности его использования при выполнении работ), с предоставлением копии письма в адрес Заказчика.
Кроме того, Подрядчик обязался предоставить образец светильника, IES-файл которого будет использован в светотехнических расчетах, на предмет замера фактических основных светотехнических параметров светильника (ССТ, CRI, коэффициент пульсации, мощность светильника) и его соответствия требованиям технического задания к Контракту.
Вместе с тем все отраженные в протоколе обязательства Подрядчиком не выполнены.
18, 19 и 22 сентября 2023 года поступившая в адрес Заказчика информация на изучение возможности замены светотехнического оборудования и системы управления была изучена представителем авторского надзора, о чем составлен заключительный документ, согласно которому предоставленная Подрядчиком информация не являлась светотехническим расчетом, и, как следствие, не позволяла подтвердить эквивалентность предлагаемого Подрядчиком светотехнического оборудования по причине отсутствия множества исходных данных.
Нарушение п. 2 ст. 715 ГК РФ, когда Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным; а также п. 3 ст. 723 ГК РФ, когда недостатки работы, допущенные подрядчиком, не были устранены в установленный заказчиком срок либо эти недостатки являются существенными и неустранимыми (в части, непредоставления светотехнического расчета) - рассматривается Заказчиком, как существенные условия и обязательства по исполнению Контракта.
В связи с вышеизложенным на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 8.9.3, 8.10, 8.12 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.09.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Щетининой О.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
ИП Щетинина О.В. была участником Аукциона, однако ее заявка была отклонена Заказчиком. В этой связи в адрес Санкт-Петербургского УФАС России была направлена жалоба на действия аукционной комиссии. По результатам рассмотрения данной жалобы Заказчику было выдано предписание об устранении нарушений и возобновлении Аукциона (Решение по делу N 44-3195/23 от 31.07.2023). ИП Щетинина О.В. была признана победителем Аукциона, и в соответствии с Законом о контрактной системе ей был направлен Контракт на подписание, поскольку ИП Щетинина О.В. была заинтересована в поставке товара, который был указан в первой части заявки, а также является плательщиком НДС в предусмотренный срок был направлен протокол разногласий, который Заказчиком был проигнорирован.
В таком случае в силу ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение 3 рабочих дней с даты размещения протокола разногласий Заказчик рассматривает его и размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС:
- либо доработанный проект контракта без своей подписи;
- либо изначально размещавшийся проект контракта и отдельный документ с указанием причин отказа учесть замечания победителя, содержащиеся в протоколе разногласий, полностью или частично.
После подписания Контракта, 24.08.2023, был подписан Акт передачи объекта. В последующем было инициировано рабочее совещание, что подтверждается протоколом, на которое ИП Щетинина О.В. привезла светильник для наглядной демонстрации (Протокол рабочего совещания по исполнению Контракта от 04.09.2023).
В адрес Подрядчика поступило письмо N 133/2 от 14.09.2023 и был направлен ответ исх. N 23-09/07 от 24.09.2023.
С учетом сжатых сроков на выполнение Работ, закрепленных условиями Контракта, Подрядчик, опираясь на свой опыт, предложил заменить светотехническое оборудование и систему управления, предусмотренные проектом, на аналогичное оборудование по качеству и техническим характеристикам, без увеличения стоимости Контракта. Предложенный Подрядчиком светильник, продемонстрированный на совещании 04.09.2023 имел улучшенные характеристики. С целью исполнения Контракта ИП Щетининой О.В. были направлены все светотехнические расчеты. Также письмом исх. N 21-12 от 06/10/2023 Подрядчиком было направлено письмо в авторский надзор со всеми пояснениями и предложением окончательного решение по освещению спортивных залов.
На письмо исх. N 142/4 от 29.09.2023 ИП Щетинина О.В. сообщила Заказчику о принятии оптимального решения по светильникам, сообщив о направленном информационном письме в авторский надзор с целью согласования оборудования, предложенного Подрядчиком. Также ИП Щетинина О.В. указала, что оформила заказ на расходные материалы и при принятии вышеуказанного предложения авторским надзором, в кратчайшие сроки закупит драйвера для светильников и приступит к выполнению Работ.
Также представитель Участника отметил, что рабочий проект готовило ООО "Инкостарк", в результате чего в данный проект были включены светильники Инкостарк. В то же время ООО "Инкостарк" привлечено в качестве эксперта как авторский надзор по настоящему Контракту. На данный проект стоит защита у ООО "Промлед", именно они изготавливают светильники для ООО "Инкостарк", срок изготовления 60 дней. Маржинальность рабочего проекта уже была заложена в стоимость светильников, что привело к тому, что все предложения со стороны ИП Щетининой О.В. под любым предлогом ООО "Инкостарк" не рассматривались.
Вместе с тем, по словам представителя Участника, задачей ИП Щетининой О.В. было - создать комфортные условия для проведения соревнований и для тренировочного процесса. Более того, ИП Щетининой О.В. были закуплены расходные материалы для прокладки кабеля, и направлена просьба Заказчику об отмене решения об одностороннем расторжении контракта. ИП Щетинина О.В. была готова в сжатые сроки качественно исполнить Контракт.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Щетининой О.В. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ИП Щетинина О.В. не уклонялась от исполнения Контракта и принимала все возможные меры к поставке оборудования надлежащего (улучшенного) качества, в связи с чем в ее действиях отсутствуют признаки недобросовестности.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Щетининой Ольги Валерьевны в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Щетининой Ольги Валерьевны (ИНН: 432900129900), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 октября 2023 г. N РНП-78-1429/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023