Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Армада" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 25933-ЭП/23 от 12.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке и согласованию проектно-сметной документации на входную группу с обустройством пандуса для ММГН в помещение СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов д. 24, корп. 3, лит. А в 2023 году (извещение N 0372200142123000013),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке и согласованию проектно-сметной документации на входную группу с обустройством пандуса для ММГН в помещение СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов д. 24, корп. 3, лит. А в 2023 году (извещение N 0372200142123000013) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 218 190,44 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Армада".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Армада" заключен государственный контракт N 25-2023-ЭА от 31.03.2023 на сумму 192 006,92 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.11 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а также в случаях, предусмотренных Контрактом:
1. если Подрядчик после заключения Контракта отказался от выполнения работ;
2. если Подрядчик выполнил работы ненадлежащего качества в соответствии с заключением Заказчика, приёмочной комиссии, либо эксперта или экспертной организации;
3. если Подрядчик в течение срока действия Контракта прекратил выполнение работ по Контракту;
4. по другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Армада".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке и согласованию проектно-сметной документации на входную группу с обустройством пандуса для ММГН в помещение СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов д. 24, корп. 3, лит. А (далее - Работы) в течение 150 календарных дней с даты заключения Контракта, включая все необходимые согласования проектно-сметной документации (п. 1.2 Контракта).
Таким образом, конечный срок выполнения Работ - 27.08.2023 включительно.
В соответствии с п. 5.2.13 Контракта, п. 18 Задания на проектирование (Приложение N 2 к Описанию объекта закупки) по результатам выполнения работ Подрядчик обязан согласовать проектно-сметную документацию с Заказчиком, Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, сметы с СПб ГБУ "Служба Заказчика администрации Выборгского района Санкт-Петербурга".
К установленному конечному сроку выполнения Работ Подрядчик не предоставил Заказчику по акту приёма-передачи в оригинале полный комплект разработанной и согласованной согласно п. 5.2.13 Контракта проектно-сметной документации.
О нарушении конечного срока выполнения Работ Подрядчик был проинформирован Заказчиком исх. письмом от 28.08.2023 N 667.
Также Заказчик, реализуя свое право в соответствии с п. 5.3.1 Контракта, направлял Подрядчику с целью осуществления контроля и надзора за ходом и качеством выполняемых Работ, соблюдением сроков их выполнения запросы на электронный адрес, указанный в Контракте, исх. письмами от 16.06.2023 N 498, от 05.07.2023 N 558, от 02.08.2023 N 617, однако Подрядчик в нарушение п. 5.2.7 Контракта запрашиваемую информацию не предоставил и, таким образом, лишил Заказчика возможности контроля и надзора за ходом выполнения Работ.
При этом, во исполнение п. 5.2.13 Контракта Подрядчиком исх. письмом N 05/07 от 11.07.2023 в адрес Заказчика была направлена проектно-сметная документация для согласования.
Заказчиком Подрядчику в согласовании указанной документации было отказано, по основаниям, изложенным в исх. письме от 14.07.2023 N 588.
Откорректированные Подрядчиком версии проектно-сметной документаций поступали к Заказчику:
- с исх. письмом от 31.07.2023 N 36/07, документация Заказчиком не согласована, направлены замечания исх. письмом от 08.08.2023 N 623;
- с исх. письмом от 22.08.2023 N 12/08, документация Заказчиком не согласована, направлены замечания исх. письмом от 24.08.2023 N 664;
- с исх. письмом от 28.08.2023 N 16/08, документация Заказчиком не согласована, направлены замечания исх. письмом от 28.08.2023 N 667;
- с исх. письмом от 30.08.2023 N 17/08, документация Заказчиком не согласована, направлены замечания исх. письмом от 04.09.2023 N 702;
- с исх. письмом от 09.09.2023 N 06/09, документация Заказчиком не согласована, направлены замечания исх. письмом от 11.09.2023 N 721.
Подрядчиком с исх. письмом от 15.09.2023 N 08/09 и N 09/09 направлена в адрес Заказчика и СПб ГБУ "Служба Заказчика администрации Выборгского района Санкт - Петербурга" сметная документация на проверку и согласование.
Заказчиком исх. письмом от 26.09.2023 N 773 направлены Подрядчику замечания по представленной сметной документации от СПб ГБУ "Служба Заказчика администрации Выборгского района Санкт-Петербурга".
Таким образом, по состоянию 29.09.2023 Подрядчик не представил Заказчику по акту приёма-передачи в оригинале полный комплект разработанной и согласованной, согласно п. 5.2.13 Контракта, проектно-сметную документацию.
В соответствии 14.1 Контракта Контракт действует по 30.09.2023. Окончание срока действия Контракта не влечёт прекращения неисполненных обязательств сторон по Контракту.
В силу ч. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Пунктом 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора.
В соответствии с п. 12.11 Контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а также в случаях, предусмотренных Контрактом, а именно: по другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Подрядчиком нарушен конечный срок выполнения Работ, установленный п. 1.2 и п. 3.2 Контракта, не выполнены обязательства в соответствии с п. 5.2.13 Контракта и п. 18 Задания на проектирование (Приложение N 2 к Описанию объекта закупки), Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.11 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 2 ст. 715, п. 1 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.09.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Согласно п.п. 3.1, 5.1.1 Контракта до начала проектирования Заказчик в присутствии представителя технического надзора передает Подрядчику:
- Смету N 1 на выполнение работ по разработке и согласованию проектно-сметной документации на входную группу с обустройством пандуса для ММГН в помещение СПб ГБУ "ЦСРИ" Выборгского района по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 24, к. 3, лит. А;
- Задание на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства от Комитета по градостроительству и архитектуре N 01-47-9-13990/22 от 27.04.2022;
- Топографические материалы.
В соответствии с п. 1 ст. 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
05.04.2023 письмом N 242 Заказчиком были направлены исходные данные, однако представленные Подрядчику топографические материалы не содержали информации по проектируемому адресу.
26.04.2023 в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 38/04 с требованием представления актуальных планов с содержанием адреса проектирования. Указанная информация не была представлена Подрядчику.
В связи с непредставлением Заказчиком топографических материалов и не согласованием проекта письмом исх. N 02/08 от 04.08.2023 Подрядчиком повторно был запрошен актуальный топографический план с отображением подземных коммуникаций и сооружений.
При отсутствии достаточных данных для выполнения Работ и на основе имеющихся Подрядчиком принимались меры к исполнению взятых на себя обязательств по Контракту. Данное подтверждается письмом исх. N 02/08 от 04.08.2023, которым сообщено о выполнении Работ в той мере, в какой допускает полный объем исходных данных, а также невозможности окончить выполнение Работ.
08.08.2023 письмом N 623 Заказчиком сообщено о том, что письмом от 07.08.2023 был направлен запрос в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга на предоставление актуализированного топографического плана. Срок рассмотрения запроса (обращения) в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ составляет 30 дней.
16.08.2023 письмом N 648 Заказчиком в адрес Подрядчика направлены актуализированные топографические данные.
С учетом изложенного со дня предоставления неполных исходных данных (05.04.2023) до полного их предоставления Подрядчику (16.08.2023) произошла задержка выполнения Работ на 133 дня.
После представления Заказчиком актуальных топографических данных стало возможным выполнение Работ по проектированию, однако обстоятельство в виде отсутствия необходимых данных сдвинуло срок выполнения Работ.
Кроме того, с учетом исправления выявленных недостатков до расторжения Контракта 05.10.2023 Подрядчиком на согласование был направлен проект на портале "Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге".
По мнению Подрядчика невыполнение Работ в сроки, указанные в Контракте, произошло в силу обстоятельств, не зависящих от него. Основанием включения ООО "Армада" в реестр недобросовестных поставщиков Заказчик видит просрочку выполнения Работ на 10 дней, что кратно меньше 133 дней выполнения Работ без полных данных Подрядчиком по делу. Таким образом, выполнение Работ в недостаточном темпе не является умышленными виновными действиями, порождающими возможность и обосновывающими соразмерность наказания путем включения сведений об ООО "Армада" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Армада" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Армада" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Армада" (ИНН: 7203461105), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 октября 2023 г. N РНП-78-1428/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023