Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
ФГБОУ ВО "Российский государственный институт сценических искусств" (далее - Заказчик),
в отсутствие представителей:
ООО "Монарх" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 26252-ЭП/23 от 16.10.2023) на действия Заказчиков органа при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на услуги-оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и прилегающих к ним территорий Российского государственного института сценических искусств в 2024 - 2025 гг (извещение N 0372100017823000018) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.09.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372100017823000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 23 446 502,03 рублей.
В жалобе ООО "Монарх" указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании пп. н) п. 1 ч. 1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрены следующие требования:
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к наличию опыта согласно поз. 36 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 (Далее - ПП 2571). Согласно доводу жалобы, Заказчик должен был установить опыт согласно поз. 14 ПП 2571.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и прилегающих к ним территорий Российского государственного института сценических искусств в 2024 - 2025 гг., Заказчиком выбран код ОКПД2 81.29.19.000 "Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки".
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 2571 установлено, что позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Пунктом 36 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки для объекта закупки "Услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий".
Объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и прилегающих к ним территорий.
Объект закупки, согласно Техническому заданию, предусматривает в том числе:
Ежедневный профессиональный уход за поверхностями в помещениях;
Санитарное обслуживание санузлов и душевых;
Уход за вертикальными и горизонтальными поверхностями коридоров, лестниц и маршей, площадок под лестницами, входных зон, каре, колонного зала, тамбуров;
Услуги по поддержанию санитарного состояния помещений;
Чистка штор в малом зале;
Профессиональный уход за бра (под охраной КГИОП) в вестибюле у мраморной лестницы;
Профессиональный уход за люстрами (под охраной КГИОП) в вестибюле у мраморной лестницы, в кабинете N 5;
Профессиональный уход за бра (под охраной КГИОП) в ректорате; Профессиональный уход за бра с зеркальным стенником (под охраной КГИОП) в аудитории N 15;
Профессиональный уход за бра (под охраной КГИОП) в 16 аудитории;
Влажная протирка жалюзи в кабинетах N 19, 20, 21, в с/у у 20 кабинета;
Уход за изделиями из массива дерева;
Уход за мраморными поверхностями;
Уход за деревянными полами всех типов;
Уход за элементами декора из гипса;
Уход за ковриками на ПВХ;
Уход за хрустальными люстрами;
Пополнение расходных материалов;
Очистка асфальтового покрытия от песка, окурков и другого мусора;
Прочистка ливневок и канализации от мусора и засоров в границах учреждения;
Очистка уличных урн;
Уборка с территории крупного мусора;
Уборка контейнерной площадки;
Подготовка контейнеров к вывозу;
Очистка ограждений (ворота);
Поддержание чистоты уличных скамеек;
Уход за входными дверями с наружной стороны (согласовывается с Заказчиком);
Чистка канализаций и ливневок на территории Объекта;
Борьба со снежно-ледяными образованиями путем своевременного удаления свежевыпавшего, а также уплотненного снега;
Перекидывание, погрузка и перемещение снега и скола, собранных в валы и кучи на территории Учреждения;
Борьба с гололедом территории путем обработки противогололедными материалами и ручным способом при помощи специального инвентаря;
Из ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ следует, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Вместе с тем, как видно из наименования и содержания услуг, закупаемых Заказчиком, Заказчику не требуется техническое обслуживание объекта (по смыслу 8 ст. 55.24 ГрК РФ), а целью настоящей закупки является поддержание объекта заказчика в надлежащем эстетическом и гигиеническом состоянии, ввиду чего, требования к подтверждению опыта исполнения участниками закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий (поз. 36 ПП N 2571) является наиболее целесообразным.
Исходя из содержания извещения и пояснений Заказчика, услуги, подлежащие оказанию в соответствии с техническим заданием, относятся к услугам по уборке.
Следовательно, в действиях Заказчика не усматривается нарушение, выразившееся в установлении неправомерных требований к наличию опыта.
Довод жалобы признан необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Монарх" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 октября 2023 г. N 44-4300/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023