Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБСУСО "Дом-интернат ветеранов войны и труда N2" (далее - Заказчик):. по доверенности,
ИП Жучкова Алексея Михайловича (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26069-ЭП/23 от 13.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку специализированного автотранспортного средства для перевозки маломобильных категорий граждан (инвалидов-колясочников) (извещение N 0372200227423000015),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку специализированного автотранспортного средства для перевозки маломобильных категорий граждан (инвалидов-колясочников) (извещение N 0372200227423000015) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 622 300,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Жучков А.М.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Жучковым А.М. заключен государственный контракт N 03722002274230000150001 от 27.03.2023 на сумму 3 042 718,40 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Жучковым А.М.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить специализированное автотранспортное средство для перевозки маломобильных категорий граждан (инвалидов-колясочников) (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 3.2 Регламента поставки товара (Приложение 1 к Контракту), а также с п. 5.2 Контракта поставляемый товар должен соответствовать действующим в Российской Федерации стандартам, техническим регламентам, санитарным нормам. Пунктами 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.5 Контракта предусмотрена обязанность Поставщика обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом, обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта.
Товар по Контракту был поставлен 10.05.2023 с нарушением сроков поставки, предусмотренных контрактом, на 14 календарных дней.
При проведении Заказчиком внутренней экспертизы качества были выявлены недостатки в поставленном Товаре, в связи с чем Поставщику была направлена претензия с требованием устранить выявленные недостатки (исх. N01-10/229 от 19.05.2023).
В связи с возникшими противоречиями между сторонами Контракта и с целью их разрешения Заказчик использовал свое право в соответствии с п. 3.6 Контракта, привлек к приемке Товара эксперта на основании заключенного с ним Контракта.
По итогам проведения независимой внешней экспертизы Заказчик получил экспертное заключение N1114 от 18.07.2023 по проведению внешней технической экспертизы на предмет соответствия условиям государственного контракта N03722002274230000150001 (далее - "Экспертное заключение"), в котором экспертом сделан следующий вывод:
"На основании проведённого исследования, поставленный товар не соответствует условиям государственного контракта N 03722002274230000150001 от 27.03.2023 и Приложениям к нему. Использование транспортного средства по прямому назначению ограничено, нарушены условия ГОСТ Р 70314-2022; ГОСТ 51090-2017. По предоставленным документам не обеспечена гарантия производителя и поставщика, невозможно произвести регистрацию транспортного средства. Использование транспортного средства ограничено. Нарушены условия государственного контракта N03722002274230000150001 от 27.03.2023. Использование транспортного средства не рекомендовано до устранения дефектов (систем двигателя и органов управления). Использования по прямому назначению для перевозки маломобильных категорий граждан (инвалидов-колясочников) не рекомендуется, до приведения транспортного средства в соответствии с требованиями ГОСТ".
Претензия исх. N 01-10/340 от 27.07.2023 с требованием исправить выявленные недостатки и экспертное заключение были направлены Поставщику. Поставщику был дан разумный срок на устранение недостатков. Однако, по прошествии более чем 50 календарных дней с даты направления требований об устранении недостатков по результатам проведенной внешней экспертизы, Поставщиком недостатки Товара не исправлены, автомобиль надлежащего качества не поставлен.
22.09.2023 Поставщику был направлен мотивированный отказ от приемки Товара (исх. N01 -10/406 от 22.09.2023).
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что Товар был поставлен ненадлежащего качества с нарушением условий Контракта. Недостатки Товара в разумный срок Поставщик не устранил. Заказчик неоднократно просил устранить недостатки, направлял претензии.
В соответствии с контрактом поставка товара должна была быть осуществлена не позднее 26.04.2023.
По состоянию на 27.09.2023 Участником не поставлен Товар соответствующий требованиям Контракта.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.09.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Поставщик исполнил свои обязательства и передал товар Заказчику 10.05.2023, о чем были подписаны УПД N 5 от 10.05.2023 и акт сдачи-приемки от 10.05.2023 в бумажном виде. В акте сдачи-приемки указано о том, что Товар соответствует требованиям Контракта, что Заказчику переданы все необходимые документы, на основании раздела III Контракта (Порядок, сроки и условия поставки и приемки Товара) Заказчиком проведена экспертиза поставленного Товара.
Поскольку согласно требованиям Контракта подписание приемо-сдаточных документов должно осуществляться в электронном виде, Поставщик загрузил в систему приемо-сдаточные документы.
19.05.2023 Заказчиком направлены претензия и акт о выявленных недостатках, в котором Заказчик указывает, что заместителем директора Нацепинским А.А. составлено экспертное заключение и сделан вывод о несоответствии Товара требованиям ГОСТ Р 70314-2022.
Также, Заказчик решил применить к спорному Товару ГОСТ Р 70314-2022, который не относится к данной категории Товара.
27.05.2023 Поставщик ответил на претензию, указав, что ГОСТ Р 70314-2022 к данному Товару не применим, что Контрактом не было заявлено о применении какого-то конкретного ГОСТ для спорного товара и что Товар соответствует тем характеристикам, которые заявил Заказчик в описании объекта закупки и Контракте.
27.07.2023Заказчиком направлена новая претензия. К претензии приложено экспертное заключение N 1114 от 18.07.2023.
Согласно заключению осмотр проведен 14.07.2023, т.е. спустя 66 календарных дней с момента передачи товара.
В своем заключении эксперт основывается на ГОСТ Р 70314-2022 и ГОСТ Р 51090-2017. Ни один из этих ГОСТ не может быть применен к спорному транспортному средству. ГОСТ также не возможно применять по аналогии.
Контракт не содержал требования о соответствии Товара какому-либо конкретному ГОСТ.
При проведении экспертизы эксперт указывает на коррозионный процессы, при этом экспертом не проведен замер остаточной толщины металла, химический анализ материала, выявление причин коррозии.
Поставщик направлял рецензию на вышеуказанное экспертное заключение, которое опровергает выводы эксперта Заказчика.
15.08.2023 Поставщик направил письмо в адрес Заказчика, в котором согласился забрать Товар для проверки выявленных недостатков и их устранения при необходимости.
Но 22.09.2023 г. от Заказчика поступил мотивированный отказ от приемки товара.
Мотивированный отказ был основан на выводах, сделанных в экспертном заключении N 1114 от 18.07.2023.
До истечения 10-дневного срока на вступление в силу отказа от приемки товара 09.10.2023 Поставщик доставил Товар после проверки его работоспособности Заказчику.
Но 09.10.2023 Заказчик отказался принять ТС, составив акт об этом.
Поставщик исполнил свои обязательства по контракту в полном объеме. И в настоящий момент между сторонами имеется гражданско-правовой спор по поводу качества Товара и пригодности его к эксплуатации по назначению. Разрешить данный спор в данном случае возможно только в судебном порядке при необходимости с применением технической экспертизы.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Жучкова А.М. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что что принимались все возможные меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
Вместе с тем, на Комиссии УФАС было установлено, что Контрактом не было предусмотрено о применении ГОСТ для поставляемого Товара.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что а включение сведений в отношении ИП Жучкова А.М. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Жучкова Алексея Михайловича (ИНН: 410111270842), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 октября 2023 г. N РНП-78-1430/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023