Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных" (далее - Заказчик):
ООО "НПО ВИКТОРИЯ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26233-ЭП/23 от 16.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку звукового оборудования для оснащения регионального модельного центра для нужд ГБНОУ "СПб ГДТЮ" в 2023 году (извещение N 0372200108223000148),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку звукового оборудования для оснащения регионального модельного центра для нужд ГБНОУ "СПб ГДТЮ" в 2023 году (извещение N 0372200108223000148) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 238 788,32 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "НПО ВИКТОРИЯ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "НПО ВИКТОРИЯ" заключен государственный контракт N 0372200108223000148 от 30.06.2023 на сумму 3 238 788,32 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.2 Контракта установлено, что расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч.ч. 9 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.09.2023 ООО "НПО ВИКТОРИЯ" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
В соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему ООО "НПО ВИКТОРИЯ" обязалось осуществить поставку звукового оборудования для оснащения регионального модельного центра для нужд ГБНОУ "СПб ГДТЮ" (далее - Товар), а Заказчик обязался принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом (п. 1.1 Контракта).
Пунктом 2.7 Контракта установлено, что расчеты между Заказчиком и Участником производятся не позднее 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта приема-передачи Товара.
В силу п. 2.8 Контракта оплата по Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Участника, указанный в Контракте.
Согласно п. 4.3.1 Контракта Заказчик обязуется обеспечить своевременную оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом.
Участник частично исполнил обязательства, предусмотренные Контрактом, а именно:
- 09.08.2023 на сумму 831 881,64 рублей, что подтверждается документом о приемке в электронном виде N 42 от 09.08.2023, подписанным Заказчиком 25.08.2023;
- 11.08.2023 на сумму 1 148 400,00 рублей, что подтверждается документом о приемке в электронном виде N 44 от 11.08.2023, подписанным Заказчиком 29.08.2023;
- 16.08.2023 на сумму 142 299,99 рублей, что подтверждается документом о приемке в электронном виде N 46 от 16.08.2023, подписанным Заказчиком 25.08.2023.
Таким образом, Товар, поставленный 09.08.2023 и принятый Заказчиком 25.08.2023, должен был быть оплачен до 06.09.2023, Товар, поставленный 11.08.2023 и принятый Заказчиком 29.08.2023, должен был быть оплачен до 08.09.2023, Товар, поставленный 16.08.2023 и принятый Заказчиком 25.08.2023, должен был быть оплачен до 06.09.2023.
07.07.2023 между Заказчиком и Участником было заключено Дополнительное соглашение N 1 к Контракту, которое является неотъемлемой частью Контракта. Данное соглашение содержит информацию с корректными банковскими реквизитами ООО "НПО ВИКТОРИЯ".
По состоянию на 26.09.2023 Участник не получил оплату на расчетный счет, указанный в Контракте ни по одной отгрузке.
В этой связи Участником в адрес Заказчика была направлена претензия исх. N 20/09-1 от 20.09.2023, согласно которой ООО "НПО ВИКТОРИЯ" требовало исполнения обязательств по оплате в течение 5 (пяти) дней со дня получения настоящей претензии, в том числе и по электронной почте, на расчетный счет, указанный в Контракте.
Вместе с тем требования, изложенные в претензии исх. N 20/09-1 от 20.09.2023 не удовлетворены Заказчиком в добровольном порядке.
21.08.2023, 12.09.2023, 20.09.2023 Заказчику были направлены письма по электронной почте dvorets37@mail.ru (адрес, указанный в Контракте), относящиеся к претензионной переписке. Информация, содержащаяся в них, Заказчиком проигнорирована, ответов и/или возражений от Заказчика получено не было.
Вследствие существенного нарушения сроков и условий оплаты, а так же отказа Заказчика от проведения переговоров, предусмотренных п. 11.1 Контракта, Участник утратил интерес к исполнению Контракта, что в силу п. 2 ст. 405 ГК РФ дает Участнику право отказаться от его принятия.
Согласно п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450).
Нарушение сроков и условий оплаты поставленного Товара в совокупности с игнорированием Заказчиком п.п. 11.1, 11.2, 11.3 Контракта, является существенным нарушением, допущенным Заказчиком.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.ст. 309, 405, 450, 450.1, 506, 521, 523 ГК РФ, и условиями Контракта Участником было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.09.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 16.10.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что претензии со стороны Участника Заказчик не получал, поставленный Товар был оплачен на реквизиты, указанные Участником при заключении Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу об отсутствии оснований для включения ООО "НПО ВИКТОРИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "НПО ВИКТОРИЯ" (ИНН: 7814796095), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 октября 2023 г. N РНП-78-1438/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023