Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ФГБУН Зоологический институт Российской академии наук (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ООО "ТМ Развитие" (далее - Участник): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС; представлены письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26237-ЭП/23 от 16.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку и бункеровку дизельного топлива (извещение N 0372100006023000077),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.07.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку и бункеровку дизельного топлива (извещение N 0372100006023000077) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 040 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.07.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТМ Развитие".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТМ Развитие" заключен государственный контракт N 273 от 13.08.2023 на сумму 1 034 800,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТМ Развитие".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку и бункеровку дизельного топлива (далее - Товар) в период с даты заключения Контракта по 01.12.2023 включительно, по заявкам Заказчика, в дату и временной период по местному времени, указанные в заявке (п. 1.2 Технического задания - Приложение N1 к Контракту).
Заказчиком в адрес Участника были направлены три заявки на поставку Товара:
- от 19.09.2023 на поставку 22.09.2023;
- от 22.09.2023 на поставку 25.09.2023;
- от 27.09.2023 на поставку 29.09.2023.
Однако по состоянию на 02.10.2023 ни по одной из вышеперечисленных заявок Товар Участником поставлен не был.
Таким образом, Участник допустил неоднократное существенное нарушение условий Контракта, выразившееся в неоднократном неисполнении обязательств, предусмотренных Контрактом.
Вместе с тем в адрес Заказчика поступило письмо Участника исх. N 6/Т от 19.09.2023 о невозможности отгрузки Товара ввиду отсутствия квот и объема дизельного топлива. При этом, документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы Заказчику представлено не было.
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТМ Развитие" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседание Комиссии УФАС Участник не направил своих представителей, однако представил письменные пояснения, согласно которым ООО "ТМ Развитие" известило покупателей исх. N 139/т о росте цен на дизельное топливо, отсутствии объема, и перебоях в поставках, а также возможности обоюдного расторжения контрактов.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС Участником не подтверждено соответствующими доказательствами, что вышеуказанное письмо направлялось им в адрес Заказчика.
Также Участник приложил к с своим пояснениям заключение специалиста независимой экспертизы от 13.09.2023 N 2248/23-НЭ, в котором указано, что:
"Аналитика торгов с июля 2023 года показывает, что дизельное топливо непрерывно дорожало на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, увеличившись за это время в цене почти на 40% и достигнув рекордных округленно 85 тысяч рублей за тонну по национальному индексу (отражает средневзвешенные цены нефтепродуктов на всех крупных НПЗ России). Данный скачок является непредвиденным и непреодолимым обстоятельством (событием), влекущим за собой увеличение фактической стоимости дизельного топлива при его реализации на рынке (купле-продаже) и неподвластным сторонам реализации (как покупателю, так и продавцу)."
Учитывая изложенные обстоятельства, Участник считает, что Заказчик мог обоюдно расторгнуть Контракт, чего со своей стороны не сделал.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "ТМ Развитие" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что недобросовестных действий в рамках исполнения Контракта ООО "ТМ Развитие" не совершало, принимало все меры, направленные на исполнение контрактных обязательств.
Вместе с тем как указано в Заключении специалиста независимой экспертизы от 13.09.2023 N 2248/23-НЭ дизельное топливо непрерывно дорожало с июля 2023 года, Контракт был подписан со стороны Заказчика и Участника 13.08.2023. По мнению Комиссии УФАС, в рамках сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, должен был провести маркетинговое исследование с целью определения динамики изменения оптовых цен на дизельное топливо и оценить свою возможность исполнения государственного Контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем электронного Аукциона, однако не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское Законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика и изучив письменные пояснения Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "ТМ Развитие" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТМ Развитие", ИНН: 7814797966; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Тайстра Михаил Михайлович, ИНН: 470422557148, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТМ Развитие" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.10.23 |
18.10.23 |
16.10.23 |
0 |
16.10.2023 |
23.10.23 |
23.10.23 |
0 |
26.10.23 |
26.10.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 октября 2023 г. N РНП-78-1441/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023