Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - Заказчик):; ООО "ОП "Акрон" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 26602-ЭП/23 от 18.10.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг Комитету по градостроительству и архитектуре для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200005923000051) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.09.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200005923000051. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 082 724, 33 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неверном применении порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В силу п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В силу п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
1. Предмет договора (договоров), оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения Исполнителя: услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) с осуществлением пропускного и внутриобъектового режимов..
2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта:
2.1. исполненный договор (договоры);
2.1.1. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого Исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Документы, подтверждающие исполнение неустоек должны быть представлены.
2.1.2. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом.
2.2. акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), представленных по п.
2.2.1. последний акт, составленный при исполнении договора (договоров) и предусмотренный пунктом 2.1., должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
3. К оценке принимаются документы, предусмотренные пунктами 2.1 и 2.2., в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения, утвержденного Постановлением N2604. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
3.1. Все представленные документы по показателю документы должны быть полночитаемыми.
4. В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
5. Наименования файлов (наименования электронных документов), относящиеся к конкретному контракту (договору) должны содержать общее название (слово или элемент наименования предмета контракта, или номер контракта (договора), или дату или любое другое обозначение того, что документ относится к соответствующему контракту (договору)). Положения настоящего абзаца выполняются участником конкурса по своему усмотрению.
6. Договоры, по которым, в представленной в заявке, в документах выявлены несоответствия указанных сведений (в том числе в части стоимости и видов оказанных услуг, дат подписания договоров и отчетных документов, адресов оказания услуг, реквизитов подрядных организаций), при оценке заявки по детализирующему показателю учтены не будут.
7. В случае отсутствия в составе заявки договоров и (или) (по каждому представленному договору): акта (актов) о приемке оказанных услуг, составленных при исполнении такого договора (договоров), подтверждающих цену оказанных услуг учтены не будут.
8. При оценке заявки по детализирующему показателю не будут учтены следующие представленные в составе заявки договоры:
- договоры, не предусматривающие оказание услуг, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя;
- договоры, по которым представлены последние акты, составленные при исполнении договора (Акт (акты) о приемке оказанных услуг), подписанные ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- договоры, по которым представленные Акт (акты) о приемке оказанных услуг не подтверждают цену оказанных услуг.
1. Предмет договора (договоров), оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения Исполнителя: услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) с осуществлением пропускного и внутриобъектового режимов..
2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта:
2.1. исполненный договор (договоры);
2.1.1. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого Исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Документы, подтверждающие исполнение неустоек должны быть представлены.
2.1.2. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом.
2.2. акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), представленных по п.
2.2.1. последний акт, составленный при исполнении договора (договоров) и предусмотренный пунктом 2.1., должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
3. К оценке принимаются документы, предусмотренные пунктами 2.1 и 2.2., в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения, утвержденного Постановлением N2604. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
3.1. Все представленные документы по показателю документы должны быть полночитаемыми.
4. В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
5. Наименования файлов (наименования электронных документов), относящиеся к конкретному контракту (договору) должны содержать общее название (слово или элемент наименования предмета контракта, или номер контракта (договора), или дату или любое другое обозначение того, что документ относится к соответствующему контракту (договору)). Положения настоящего абзаца выполняются участником конкурса по своему усмотрению.
6. Договоры, по которым, в представленной в заявке, в документах выявлены несоответствия указанных сведений (в том числе в части стоимости и видов оказанных услуг, дат подписания договоров и отчетных документов, адресов оказания услуг, реквизитов подрядных организаций), при оценке заявки по детализирующему показателю учтены не будут.
7. В случае отсутствия в составе заявки договоров и (или) (по каждому представленному договору): акта (актов) о приемке оказанных услуг, составленных при исполнении такого договора (договоров), подтверждающих цену оказанных услуг учтены не будут.
8. При оценке заявки по детализирующему показателю не будут учтены следующие представленные в составе заявки договоры:
- договоры, не предусматривающие оказание услуг, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя;
- договоры, по которым представлены последние акты, составленные при исполнении договора (Акт (акты) о приемке оказанных услуг), подписанные ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- договоры, по которым представленные Акт (акты) о приемке оказанных услуг не подтверждают цену оказанных услуг.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 2 и 4 ч. 1 ст. 52 настоящего Федерального закона.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.10.2023 NИЭОК1 заявке заявителя присвоено 13.64 баллов со следующим обоснованием начисления баллов:
Договор N77 от 31.07.2012 не учтен, т.к. документы в заявке представлены не в полном объеме и всех приложений (в представленном доп. соглашении о расторжении договора отсутствует подпись Заказчика), в связи с чем, данный договор не считается исполненным.
В силу ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "а", "б" и "г" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные п. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "р" п. 1, пп. "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии пп. р) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что заявка участника закупки содержала документы по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В частности, в составе заявки представлен договор N77 от 31.07.2012 со всеми приложениями (а именно, в соответствии с п. 14.5 Договора "неотъемлемой частью договора являются Приложения NN. 1, 2-2.2") и актами выполненных работ на сумму 339 051 648,06 рублей.
Анализ вышеуказанного договора показал, что им предусмотрены следующие условия:
6.1. Настоящий договор вступает в силу с "01" августа 2012 года и действует до "31" июля 2013 года. Настоящий договор может быть досрочно расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Договора или досрочно прекратить свое действие по иным основаниям, предусмотренным настоящим Договором и законодательством Российской Федерации. 6.1.2. Настоящий договор будет автоматически продлеваться на каждые последующие 12 (двенадцать) календарных месяцев, если ни одна из Сторон не направит другой Стороне письменного уведомления о расторжении Договора в соответствии со статьей 9 Договора.
9.1. Любая из Сторон вправе во внесудебном порядке отказаться от исполнения настоящего Договора, направив другой Стороне письменное уведомление, не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до предполагаемой даты расторжения. В случае, если в таком уведомлении не будет определен момент расторжения Договора, Договор считается расторгнутым по истечении 30 (тридцати) календарных дней с даты направления письменного уведомления о расторжении Договора. 9.2. Расторжение Договора не освобождает Стороны от обязательств, принятых в период действия настоящего Договора.
Вышеуказанные пункты договора указывают на то, что договор не имеет определенного срока исполнения, является пролонгируемым.
Кроме того, расторжение указанного договора допустимо в одностороннем порядке путем уведомления другой стороны.
Вместе с тем, сторонами договора соглашение о расторжении не подписывалось. Следовательно, представленный договор соответствует требованиям порядка оценки, а у конкурсной комиссии отсутствовали основания для признания вышеуказанного договора не учтенным.
Следовательно, в действиях комиссии Заказчика усматривается нарушение пп. "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы признаются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОП "Акрон" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение пп. "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 октября 2023 г. N 44-4401/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023