Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных" (далее - Заказчик),
с участием представителя ООО "Сантехресурс" (далее - Участник, Поставщик): Наумовой И.В. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26232-ЭП/23 от 16.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку сантехнических материалов для нужд ГБНОУ "СПБ ГДТЮ" в 2023 году (извещение N 0372200108223000120),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку сантехнических материалов для нужд ГБНОУ "СПБ ГДТЮ" в 2023 году (извещение N 0372200108223000120) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 289 574,70 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Сантехресурс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Сантехресурс" заключен государственный контракт N 0372200108223000120 от 30.06.2023 на сумму 279 439,54 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 14.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Сантехресурс".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить расходные материалы для сантехники (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 2.3 Контракта Срок поставки Товара - не позднее 31.07.2023, по заявкам Заказчика.
При нарушении срока передачи Товара Заказчик утрачивает интерес к Контракту, и Поставщик вправе осуществить поставку только с согласия Заказчика.
Передача Товара осуществляется в рабочее время Заказчика. Поставщик направляет Заказчику в порядке, установленном Контрактом, письменное предложение о дате и времени осуществления передачи Товара. Точная дата и время поставки Товара согласовываются Поставщиком с Заказчиком не менее чем за 1 (один) рабочий день до дня передачи Товаров.
Ответственность за возможные последствия несогласованной с Заказчиком передачи Товара или партии Товара по Контракту несет Поставщик.
Вместе с тем, Контрактом не установлена форма направления заявки Заказчиком в адрес Поставщика.
Заказчик в устной форме в ходе телефонного разговора с поставщиком направил заявку на поставку Товара. Срок поставки Товара не позднее 31.07.2023.
02.08.2023 Поставщик осуществил частичную поставку Товара на сумму 89 041, 40 рублей, что подтверждается документом о приёмке в электронном виде N4552 от 01.08.2023.
Сумма недопоставленного Товара составила 190 398,14 рублей, в связи с чем, 29.08.2023 на почтовый и электронный адрес Поставщика была направленна претензия N 602/02-01-32 от 28.08.2023 с требованием поставить не поставленный товар в полном объеме, в течение 3 рабочих дней с момента получения указанной претензии.
Указанное требование Поставщик не исполнил. Тем самым допустив неоднократное нарушение сроков поставки Товара, что в свою очередь является существенным нарушением условий Контракта.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 14.6 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 02.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
ООО "Сантехресурс" своевременно приступило к исполнению Контракта.
Так, 01.08.2022 осуществлена частичная поставка товара на сумму 89 041,40 рублей.
Однако ссылаясь на п. 2.3 Контракта: При нарушении срока передачи Товара Заказчик утрачивает интерес к Контракту, и Поставщик вправе осуществить поставку только с согласия Заказчика.
02.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Товар не был поставлен в полном объеме.
05.10.2023 оставшаяся часть Товара согласно настоящего Контракта была укомплектована и была осуществлена поставка на сумму 21 376,72 рублей, что подтверждается УПД N 5632 от 21.09.2023.
Так как Товар был ранее закуплен 21.09.2023 и числился на складских остатках, Поставщик принял решение в срочном порядке поставлять Товар и 12.10.2023 Товар поставлен в адрес Заказчика. Однако со стороны Заказчика не организована приемка Товара.
12.10.2023 в адрес Заказчика по электронной почте направлено требование принять Товар. Однако данное письмо осталось без рассмотрения.
По мнению представителя Участника Заказчик в отсутствие правовых оснований уклоняется от приемки Товара.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Сантехресурс" в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, на заседании Комиссии УФАС установлено, что согласно п. 2.3 Контракта при нарушении срока поставки Товара Заказчик утрачивает интерес к Контракту, и Поставщик вправе осуществить поставку только с согласия Заказчика. Поставщик направляет Заказчику в порядке, установленном Контрактом, письменное предложение о дате и времени осуществления передачи Товара. Точная дата и время поставки Товара согласовываются Поставщиком с Заказчиком не менее чем за 1 рабочий день до дня передачи Товаров.
Однако, Участником не было получено согласие Заказчика на поставку Товара при нарушении срока поставки Товара, также Участником не было направлено письмо о дате и времени поставки Товара.
Также представитель Участника на заседании комиссии УФАС подтвердил получение заявки Заказчика в устной форме в ходе телефонного разговора.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документальных доказательств невозможности выполнения Работ в соответствии с условиями Контракта.
Вместе с тем, на заседании комиссии было установлено, что ООО "Сантехресурс" включено в реестр недобросовестных поставщиков, данное обстоятельство было учтено комиссией при рассмотрении дела.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта в соответствии с его условиями и требованиями, указанными в приложениях к Контракту, однако свои обязательства по Контракту не исполнил.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Сантехресурс" (ул. Всеволода Вишневского, д. 4, лит. А, оф. 2, Санкт-Петербург, 197136), ИНН: 7813642487, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Агапова Елена Алексеевна, ИНН: 780219875959, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Сантехресурс" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.10.23 |
18.10.23 |
16.10.23 |
0 |
16.10.23 |
23.10.23 |
23.10.23 |
0 |
26.10.23 |
26.10.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 октября 2023 г. N РНП-78-1437/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023