Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
С участием представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Дельрус (СПБ)" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26480-ЭП/23 от 17.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для ОРИТ для больных хирургического профиля N 2 (извещение N 0372100052923000261),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов для ОРИТ для больных хирургического профиля N 2 (извещение N 0372100052923000261) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 008 920,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2023 N ИЗК1 победителем Запрос котировок признано ООО "Дельрус (СПБ)".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Дельрус (СПБ)" заключен государственный контракт N 124/2023-ЗК от 31.05.2023 на сумму 1 008 920,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Дельрус (СПБ)".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить расходные материалы для ОРИТ для больных хирургического профиля N 2 (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 4.1. Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку Товара в течение 60 календарных дней с момента подписания Контракта, т.е. не позднее 31.07.2023.
В нарушение условий Контракта часть Товара поставлена 26.07.2023 по документу о приемке N А500-001966, 30.06.2023 по документу о приемке N 500-0011659, 09.08.2023 по документу о приемке N А500-002091 и N А500-002088, 24.08.2023 по документу о приемке N А500-002215 на общую сумму 556 600,00 рублей. Товар на общую сумму 452 320,00 руб. до настоящего времени не поставлен.
Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия от 08.09.2023 N 11150-01/к с требованием об уплате неустойки за неисполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом.
Однако, по состоянию на 03.10.2023 требуемого к поставке Товара Заказчик не получил.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 7.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 03.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
18.05.2023 до участия в вышеуказанной закупке, Участник направил запрос дистрибьютору производителя на территории РФ о предоставлении информации о возможных сроках поставки продукции "Haemonetics S.A.".
Дистрибьютор производителя заверил, что заказы на поставку продукции "Haemonetics S.A." утверждаются, товар отгружается в различных регионах России без нарушения срока.
Убедившись в возможности поставки закупаемого в рамках Запроса котировок Товара, Участник направил заявку и, соответственно, подписал Контракт.
В целях ведения контроля за соблюдением сроков поставки Товара 21.06.2023 в адрес поставщика Участника направлен запрос о предоставлении информации о дате поставки Товара.
Поставщик уведомил об увеличении срока поставки Товара в связи с тем, что продукция "Haemonetics S.A." включена в список продукции, отгрузка которого на территорию России и Белоруссии требует получение лицензии в рамках принятых 19.05.2023 санкций Евросоюза и пакета санкций, вступившего в силу 23.05.2023 Бюро промышленности и безопасности США.
В связи с этим, отгрузка сформированных заказов заблокирована, продукция ожидает разрешение от Министерства торговли США.
Регламент получения лицензии предусматривает блокирование передачи продукции российской компании на любой территории, в том числе даже если продукция находится на территории РФ на складе официального представителя производителя.
В случае отказа в выдаче лицензии товар с территории РФ возвращается в страну производителя.
Участник запрашивал информацию у других поставщиков о возможности с их стороны реализовать продукции "Haemonetics S.A.".
Однако, введенный экспортный контроль привел к дефициту продукции "Haemonetics S.A." на территории РФ.
В результате поиска товара у других поставщиков Участником удалось частично отгрузить Товар.
30.06.2023 на общую сумму 50446,00 рублей.
26.07.2023 на общую сумму 75669,00 рублей.
09.08.2023 на общую сумму 252813,00 рублей.
24.08.2023 на общую сумму 177672,00 рублей.
Вместе с тем, дальнейшая невозможность исполнения обязательств возникла по вине третьих лиц. Так, согласно письму производителя Heamonetics в настоящее время поставки Товара приостановлены в связи с возникновением обязательства производителя по оформлению экспортной лицензии для ввоза Товара в Россию.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Дельрус (СПБ)" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что а включение сведений в отношении ООО "Дельрус (СПБ)" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Дельрус (СПБ)" (ИНН: 7826679910), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2023 г. N РНП-78-1462/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023