Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ГБОУ школа-интернат N16 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик),
с участием представителя ИП Пустовой Ольги Ивановны (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26478-ЭП/23 от 17.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по изменению фасадов здания в части капитального ремонта и устройства козырьков, отмостки, замены заполнений дверных проемов ГБОУ школа-интернат N16 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Пушкинская ул., дом 49, лит. А (извещение N 0172200002922000240),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изменению фасадов здания в части капитального ремонта и устройства козырьков, отмостки, замены заполнений дверных проемов ГБОУ школа-интернат N16 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Пушкинская ул., дом 49, лит. А (извещение N 0172200002922000240) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 834 510,35 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.12.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Пустовая О.И.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Пустовой О.И. заключен государственный контракт N 46/2022 от 10.01.2023 на сумму 3 601 546,11 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.1 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 02.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Пустовой О.И.
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполненить работы по изменению фасадов здания в части капитального ремонта и устройства козырьков, отмостки, замены заполнений дверных проемов ГБОУ школа-интернат N16 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Пушкинская ул., дом 49, лит. А (далее - Объект) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 2.1 Контракта сроки выполнения работ с 01.07.2023 по 30.09.2023.
02.10.2023 Заказчик направил в адрес Исполнителя Требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств.
По состоянию на 02.10.2023 Работы в полном объеме Участником не выполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 10.1 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 02.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 13.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Согласно пункту 4.1.1. Контракта, в течение 5 рабочих дней до даты начала работ по Контракту, при наличии документов, подтверждающих направление Участником сведений на открытие ордера ГАТИ, согласовывает проект производства работ (далее - ППР) с Заказчиком и принимает от него по акту передачи объект для выполнения работ по настоящему Контракту.
Исполнителем 05.05.2023, еще до направления Заказчиком доверенностей на получение ордера ГАТИ, направил заявку на получение ордера.
25.05.2023 Заказчик выдал Подрядчику доверенность на получение ордера ГАТИ.
Для получения Ордера ГАТИ Исполнитель заключил договор с ИП Дыченко Михаилом Александровичем.
08.06.2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо с исх. N б/н в котором назначил Пустовую Ольгу Ивановну ответственной за исполнение Контракта со стороны Подрядчика.
09.06.2023 представитель Участника направил обращение в АО СПП Пушкинское для получения ордера ГАТИ.
13.06.2023 представитель АО СПП сообщил что отказывается заключать договор на выход специалиста без заключения Комитета по градостроительствам и архитектуре (далее - КГА)
13.06.2023 Заказчик направил в наш адрес заключение КГА 2015 года, которое было перенаправлено АО СПП.
14.06.2023 был получен ответ что данное КГА не подходит, так как уже устарело по срокам.
21.06.2023 после не удачных переговоров с представителем АО СПП Исполнитель попросил о содействии Заказчика в получении нового КГА.
02.08.2023 данную проблему удалось решить, и был сформирован новый пакет документов на получение ордера ГАТИ.
03.08.2023 был получен порубочный билет.
09.08.2023 была направлена заявка на получения ордера ГАТИ.
16.08.2023 был получен ордер ГАТИ на производства работ с 16.08.2023 по 30.09.2023.
Однако начиная с 16.08.2023 не имела возможности приступить к выполнению фактических работ на Объекте, поскольку Заказчиком не было согласован проект производства работ
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Пустовой О.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что а включение сведений в отношении ИП Пустовой О.И. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Пустовой Ольги Ивановны (ИНН: 470805579700), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2023 г. N РНП-78-1460/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023