В связи с поступившей от ООО "Лерта" (далее - Заявитель) (вх. N 25562-ЭП/23 от 09.10.2023) информацией, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствии представителей:
ООО "Лерта" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени проведения заседания Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку систем заслона "СтопЛайт" для второго этажа для нужд ГБОУ школы N 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200214323000085).
Адрес проверяемой организации: 196626, Санкт-Петербург, Шушары, ул. Первомайская, д. 6, лит. А;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.09.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта 2 998 201,40 руб.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В ходе рассмотрения обращения на действия Заказчика 19.10.2023 Инспекцией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Инспекции УФАС объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 23.10.2023.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", положения подпункта "б" пункта 8, абзаца второго подпункта "б" пункта 11 изменений, утвержденных настоящим постановлением, применяются при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым направлены с 1 октября 2023 г.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" утверждены дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок (далее - Требования).
Так, согласно п. 31 Требований, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу п. 7 Правил, случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
В извещении установлен код ОКПД2 32.99.59.000 Изделия различные прочие, не включенные в другие группировки. Характеристики требуемых товаров отсутствуют в разделе общей информации о закупке.
Согласно описанию объекта закупки, Заказчику требуется "Система заслона "СтопЛайт", при этом, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит позицию "жалюзи", которая соответствует описанной потребности товара, что подтверждается поданными заявками на участие в аукционе, а именно предложенным товаром "Шторы (жалюзи) солнцезащитные рулонные свободно висящие код ОКПД 2 13.92.22.120", который признан соответствующим по итогам процедуры определения поставщика.
При указанных обстоятельствах Инспекция УФАС констатирует нарушение Заказчиком Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, что, в свою очередь, нарушает п. 5 ч. 1 ст. 42 (ч. 6 ст. 23) Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение
об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инспекция УФАС констатирует, что в составе извещения о проведении аукциона Заказчиком приведена инструкция по заполнению заявки.
Так, инструкция содержит следующие требования:
"При описании товаров участники закупки предоставляют сведения в следующем порядке: В случае установления в Описании объекта закупки соответствующего минимального значения показателя товара с использованием "не менее"; ""; "не ниже"; "не <" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не менее установленного в Описании объекта закупки минимального значения показателя товара без использования "не менее"; "
"; "не ниже"; "не <". В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком "+/-" с использованием перед значениями слова "менее" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "+/-") без использования слова "менее" и знака "+/-", при этом необходимо предоставить диапазон значений уже установленного техническим заданием, то есть нижняя граница диапазона не должна быть ниже или равна установленного минимального значения, а верхняя граница диапазона не должна быть выше или равна установленного максимального значения. В случае установления в Описании объекта закупки требования к значению показателя с использованием знака "_" установленного между числовыми значениями и без использования иных слов/словосочетаний/предлогов/знаков при отсутствии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, диапазон значений (два значения, входящих в установленный диапазон), при этом крайние значения удовлетворяют потребностям Заказчика. В случае установления в Описании объекта закупки соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слова "выше"; "не
"; "от"; "более"; ">" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное в Описании объекта закупки минимальное значение показателя товара без использования слов "выше"; "не
"; "от"; "более"; ">". В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком "+/-" с использованием перед значениями слова "более" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "+/-") без использования слова "более" и знака "+/-", при этом необходимо предоставить диапазон значений шире установленного техническим заданием, то есть нижняя граница диапазона не должна быть выше или равна установленного минимального значения, а верхняя граница диапазона не должна быть ниже или равна установленного максимального значения.
В случае установления в Описании объекта закупки требования к значению показателя с использованием знака "_" установленного между числовыми значениями и без использования иных слов/словосочетаний/предлогов/знаков при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, входящее в установленный диапазон, при этом крайние значения не удовлетворяют потребностям Заказчика. В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаком "-" с использованием перед значениями словосочетаний "в диапазоне" или "в интервале" и без использования иных слов/словосочетаний/предлогов/знаков при отсутствии в наименовании показателя знака ":",участник закупки должен указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-"), при этом крайние значения удовлетворяют потребностям Заказчика. В случае установления в Описании объекта закупки соответствующего максимального значения показателя товара с использованием знака "не "; "ниже"; "менее"; "до"; "<" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, меньшее по значению установленного в Описании объекта закупки максимального значения показателя товара без использования знака "не
"; "ниже"; "менее"; "до"; "<". В случае установления в Описании объекта закупки соответствующего диапазона значений показателя товара с использованием знака "
", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя, в котором нижней границей является неположительное число, равное или превышающее нижнюю границу установленного в Описании объекта закупки диапазона значений показателя, а верхней границей является неотрицательное число, не превышающее верхнюю границу установленного в Описании объекта закупки диапазона значений показателя, без использования знака "
".
В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаком "-" с использованием перед значениями словосочетаний "в диапазоне" или "в интервале" и без использования иных слов/словосочетаний/предлогов/знаков при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям. В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаком "-" с использованием слов/словосочетаний/предлогов/знаков, установленных к каждому из значений границ, "не более", "более", "не менее", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "от", "до", "", "
", "не >", ">", "не
", "не
" при отсутствии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям без использования слов/словосочетаний/предлогов/знаков "не более", "более", "не менее", "менее", "выше", "ниже", "не ниже", "не выше", "от", "до", "
", "
", "не >", ">", "не
", "не
". В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком "-+" с использованием перед значениями слова "более" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-+") без использования слова "более" и знака "-+", при этом необходимо предоставить диапазон значений шире установленного техническим заданием по минимальному показателю, то есть верхняя граница диапазона должна быть равна установленному максимальному значению, а нижняя граница диапазона не должна быть выше или равна установленному максимальному значению.
В случае установления в Описании объекта закупки соответствующего максимального значения показателя товара с использованием знака "не>"; "не выше"; "не более" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не превышающее установленного в Описании объекта закупки максимального значения показателя товара без использования не>"; "не выше"; "не более". В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком "_" с использованием перед значениями слова "менее" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "_") без использования слова "менее", при этом необходимо предоставить диапазон значений уже установленного техническим заданием, то есть нижняя граница диапазона не должна быть ниже или равна установленного минимального значения, а верхняя граница диапазона не должна быть выше или равна установленного максимального значения. В случае установления в Описании объекта закупки требования к значению показателя с использованием знака "-" установленного между числовыми значениями и без использования иных слов/словосочетаний/предлогов/знаков при отсутствии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, входящее в установленный диапазон, при этом крайние значения удовлетворяют потребностям Заказчика. В случае установления в Описании объекта закупки требования к значению показателя с использованием знака "-" установленного между числовыми значениями и без использования иных слов/словосочетаний/предлогов/знаков при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, диапазон значений (два значения, входящих в установленный диапазон), при этом крайние значения не удовлетворяют потребностям Заказчика.
В случае установления в Описании объекта закупки требования к значению показателя с использованием знака "+/-", установленного перед числовым значением и без использования иных слов/словосочетаний/предлогов/знаков при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, входящее в установленный диапазон, без использования знака "+/-", при этом крайние значения удовлетворяют потребностям Заказчика. В случае установления в Описании объекта закупки только соответствующего минимального значения показателя товара или только соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/предлогов/знаков "не менее", "не ниже", "не более", "не выше", "более", "менее", "выше", "ниже", "от", "до", "", "не <", "
", "не >", ">", "не
", "<", "не
" при отсутствии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать значение данного показателя без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки - неизменяемый показатель. При наличии дополнительных сведений в требованиях к значениям показателей товаров, содержащихся между символами "(" и ")", данные сведения являются дополняющими, уточняющими требования, и установлены в форме значений, которые не могут изменяться; все сведения, указанные между символами "(" и ")" должны в неизменном виде содержаться в первой части заявки участника, при этом сами скобки должны присутствовать, данное положение имеет приоритетность по отношению к другим правилам инструкции.
В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком "-+" с использованием перед значениями слова "менее" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-+") без использования слова "менее" и знака "-+", при этом необходимо предоставить диапазон значений уже установленного техническим заданием по минимальному показателю, то есть верхняя граница диапазона должна быть равна установленному максимальному значению, а нижняя граница диапазона не должна быть ниже или равна установленному максимальному значению. В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком "+-" с использованием перед значениями слова "менее" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "+-") без использования слова "менее" и знака "+-", при этом необходимо предоставить диапазон значений уже установленного техническим заданием по максимальному показателю, то есть нижняя граница диапазона должна быть равна установленному минимальному значению, а верхняя граница диапазона не должна быть выше или равна установленному максимальному значению. В случае установления в Описании объекта закупки значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний "должен(-а)(-о)(-ы) быть", "должен(-а)(-о)(-ы)" или при применении этих слов/словосочетаний в наименовании показателя, участник закупки должен указать значение данного показателя без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки без использования слов/словосочетаний "должен(-а)(-о)(-ы) быть", "должен(-а)(-о)(-ы)" - неизменяемый показатель. Данное положение настоящего порядка предоставления сведений является приоритетным по отношению ко всем положениям, описывающим требования к минимальным и/или максимальным значениям показателей товаров, а также описывающим требования к вариантам значений показателей товаров.
В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком "+-" с использованием перед значениями слова "более" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "+-") без использования слова "более" и знака "+-", при этом необходимо предоставить диапазон значений шире установленного техническим заданием по максимальному показателю, то есть нижняя граница диапазона должна быть равна установленному минимальному значению, а верхняя граница диапазона не должна быть ниже или равна установленному максимальному значению. В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаком "-" с использованием слов/словосочетаний/предлогов/знаков, установленных к каждому из значений границ, "не более", "более", "не менее", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "от", "до", "", "не <", "
", "не
", "<", "не
" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-") без использования слов/словосочетаний/предлогов/знаков "не более", "более", "не менее", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "от", "до", "
", "не <", "
", "не >", "<", "не
".
В случае установления в Описании объекта закупки одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком "_" с использованием перед значениями слова "более" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "_") без использования слова "более", при этом необходимо предоставить диапазон значений шире установленного техническим заданием, то есть нижняя граница диапазона не должна быть выше или равна установленного минимального значения, а верхняя граница диапазона не должна быть ниже или равна установленного максимального значения. В случае установления в Описании объекта закупки требования к значению показателя с применением слов/знаков "или", "и/или", ";", "/" (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единицах измерения и в знаках предусмотренных данной инструкцией) потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, используемого при выполнении работ, при поставки товара и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика); в случае использования "или", ";", "/" , участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя (при наличии) и одно значение показателя, а в случае использования "и/или", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя (при наличии) и одно или несколько значений через запятую. В случае установления требований к нескольким размерам разделенным знаком "х" участник закупки должен указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное минимальное значение показателя товара по каждому из размеров, разделенных знаком "х".
Во всех иных случаях (не описанных в данной инструкции) и при указании морозостойкости требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания. Если значение показателя товара является отрицательными значением, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел. Предложение участника не должно содержать слов: "или эквивалент"; "в диапазоне"; "или аналог"; "более"; "менее"; "требуется"; "обязательно"; "возможно"; "желательно"; "допустимо"; "допускается"; "может быть"; "необходимо"; "примерно"; "или"; "ниже"; "хуже"; "уже"; "оттенки"; "может"; "около"; "должен" и "будет"; "~"; "/"; ">"; "<"; ""; "и/или"; "/" (и их производные), за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией. В случае установления в Описании объекта закупки требования к значению показателя с использованием знака "+-", установленного перед числовым значением и без использования иных слов/словосочетаний/предлогов/знаков при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, входящее в установленный диапазон, без использования знака "+-", при этом крайние значения не удовлетворяют потребностям Заказчика. При указании заказчиком значения показателей со словом "от" вне зависимости наличия в наименовании показателя знака ":", такие показатели являются неизменными, в случае если указанное значение относится к указанию процентов, при указании заказчиком значения показателей со словом "до" вне зависимости наличия в наименовании показателя знака ":", такие показатели являются неизменными в случае если указанное значение относится к указанию процентов, Данное положение настоящего порядка предоставления сведений является приоритетным по отношению ко всем остальным положениям.
Выбрав одно из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя. Показатели, установленные для других альтернативных значений, участник вправе не указывать либо вместо значения показателя использовать слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х". Применение заказчиком знака "," означает, что ему требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случае участнику закупки необходимо указать все разновидности (типоразмеры, цвета, марки и т.п.) товара со всеми перечисленными заказчиком показателями для каждой разновидности товара. Форму представления конкретных показателей по данным товарам участник выбирает самостоятельно, это может быть вынесение каждой разновидности товара в отдельную табличку, либо указание характеристик товара с пометками, к какой из разновидностей товара этот конкретный показатель относится либо иным другим способом, исключающим двоякое толкование представленных показателей товара. В случае если в наименовании показателя установлено требование к показателю для различных условий знака ",", то необходимо указать показатели для обоих условий. Также в случае, если наименование показателя содержит одновременно несколько однотипных показателей, установленных с помощью знака "," (например: "температура применения, хранения", "длинна, ширина", "содержит пластик, дерево" и т.п.), то необходимо указать значения для каждого показателя при этом, представленные показатели товара не должны допускать двусмысленных толкований. Одно указанное значение не позволяет достоверно определить, к какому из однотипных показателей оно относится. Указание одного значения для однотипных характеристик противоречит положениям инструкции. При указании в документации о закупке товарных знаков товаров считать описание объекта с применением слов "или эквивалент".
В связи с тем, что характеристики, указанные в КТРУ не являются исчерпывающими и не позволяют точно и полно описать качественные, функциональные и технические характеристики закупаемого товара, в описании объекта закупки указана дополнительная информация, исходя из характеристик, которым должен отвечать закупаемый товар, с учетом особенностей помещений заказчика, функционального назначения помещения, и учитывая факт обязательного наличия комплектующих для надежного монтажа и использования закупаемых товаров. Дополнительные характеристики к материалам изготовления, требования к качеству комплектующих и соответствие государственным стандартам обусловлено необходимостью соблюдения норм безопасности в помещениях.".
Анализ установленной Заказчиком инструкции свидетельствует о том, что она не только не способствует правильному заполнению заявок, но и с учетом установленного в извещении описания объекта закупки затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения.
Более того, Инспекция УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения, трактовку относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе заявки сведений о товарах, требования к которым составляют значительный объем текста, Инспекция УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 (ч. 6 ст. 23), п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 октября 2023 г. N 11-149/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023