Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ СПб НИИ СП им. И.И. Джанелидзе (далее - Заказчик):
АО "ИнтелМед" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26460-ЭП/23 от 17.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинского оборудования (извещение N 0172200002522000307),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (извещение N 0172200002522000307) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 113 585 644,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано АО "ИнтелМед".
По результатам закупки Заказчиком с АО "ИнтелМед" заключен государственный контракт N 0172200002522000307 от 06.09.2022 на сумму 113 017 715,78 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 12.3, 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с АО "ИнтелМед".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинского оборудования (далее - Товар) в течении 10 календарных дней с момента заявки Заказчика, но не позднее 01.12.2022 (п. 5.1 Контракта).
26.10.2023 в адрес Заказчика была осуществлена поставка Товара на сумму 5 870 000,70 рублей, что подтверждается УПД N 2939, 02.11.2022 - на сумму 17 456 284,40 рублей, что подтверждается УПД N 2999, 11.11.2023 - на сумму 75 571 684,85 рублей, что подтверждается УПД N 2991, 17.11.2023 - на сумму 5 472 498,70 рублей, что подтверждается УПД N 3197, 28.11.2023 - на сумму 202 482,53 рублей, что подтверждается УПД N 3288.
Заказчик получил письмо Участника (вх. N1042 от 03.10.23) с просьбой расторгнуть Контракт по причине невозможности осуществления поставки по Контракту в полном объёме ввиду того, что поставка Товара на сумму 8 444 764,60 рублей не может быть гарантированно осуществлена в связи с мировой геополитической.
В связи с вышеизложенным на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.4 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что основания для включения АО "ИнтелМед" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют ввиду следующего:
В целях исполнения Участником обязательств по Контракту, в том числе поставке аппарата внутриаортальной баллонной контрпульсации "CARDIOSAVE" с принадлежностями, АО "ИнтелМед" своевременно заключило договор на поставку указанного оборудования с ООО "МАКЕ" (далее - Продавец) -контракт N 07-СА-22-ММ191 от 31.08.2022, осуществив 100% предоплату за поставляемый аппарат еще в сентябре 2022 года.
Аппарат внутриаортальной баллонной контрпульсации "CARDIOSAVE" является импортируемым медицинским оборудованием, производства Datascope Corp. USA (Датаскоп Корпорейшен, США, РЗН N 2016/4208).
23.09.2022 Участник в соответствии с условиями договора осуществил оплату за товар Продавцу, тем самым исполнив свои обязательства перед Продавцом.
ООО "МАКЕ" является официальным и эксклюзивным представителем концерна GETTINGE на территории Российской Федерации.
Продавец неоднократно изменял срок поставки Товара. В письме от 19.12.2022 (исх. N 33/12) ООО "МАКЕ" информировало Участника, что Товар планируется к выпуску в первом квартале 2023 года. В письме от 17.03.2023 (исх. N 14/03) ООО "МАКЕ" сообщало, что Товар планируется к выпуску в конце второго - середине третьего квартала 2023 года. В письме от 19.06.2023 (исх. N 21/06) ООО "МАКЕ" сообщило, что по причине получения специального разрешения (лицензии) для поставки Товара на территорию Российской Федерации срок поставки смещается.
29.09.2023 ООО "МАКЕ", уполномоченный эксклюзивный представитель производителя, исходящим письмом N 28/09 от 29.09.2023 уведомил АО "ИнтелМед" об отсутствии в настоящий момент возможности поставки "Аппарат внутриаортальной баллонной контрпульсации "CARDIOSAVE" с принадлежностями, вариант исполнения: Аппарат внутриаортальной баллонной контрпульсации CARDIOSAVE Hybrid", в количестве 1 штуки, и о гипотетической возможности разрешения вопроса по поставке ближе к концу текущего года, но без предоставления гарантий исполнения обязательства.
Все аналогичные аппараты являются импортными, и Участник не имел возможности разрешения сложившейся ситуации путем предложения его замены, без существенного ухудшения его технических характеристик.
Принимая во внимание вышеуказанную информацию, отсутствие гарантии в поставке со стороны эксклюзивного представителя производителя, у АО "ИнтелМед" отсутствовала возможность гарантированно поставить Товар даже в декабре 2023 года. В связи с данными обстоятельствами, АО "ИнтелМед" проинформировало Заказчика о сложившейся ситуации и ходатайствовало о прекращении обязательства по Контракту в части поставки аппарата внутриаортальной баллонной контрпульсации "CARDIOSAVE" с принадлежностями на сумму 8 444 764,6 рублей.
Таким образом, Участник предпринимал действия, которые могли способствовать разрешению сложившейся ситуации и были направлены на исполнение им своих обязательств надлежащим образом, включая длительные сроки ожидания Участником исполнения поставки аппарата со стороны контрагента - ООО "МАКЕ", с целью исполнения Участником своих обязательств перед Заказчиком в полном объеме.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении АО "ИнтелМед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении АО "ИнтелМед" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении АО "ИнтелМед" (ИНН: 7810185761), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2023 г. N РНП-78-1445/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023