Резолютивная часть оглашена
25.10.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "ЦЭМ-М" на положения извещения о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка сервера с монтажом и комплексом мероприятий по его настройке для нужд ГКУ СО "РЦОСПН"" (извещение N 0142200001323021838, начальная (максимальная) цена контракта - 13 400 000,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчик допустил нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе, включив в аукционную документацию излишние требования о необходимости настройки системы безопасности VipNet, а также установив излишние требования о наличии лицензии ФСТЭК, ФСБ.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
11.10.2023 в ЕИС размещено извещение об осуществлении закупки по объекту: Поставка сервера с монтажом и комплексом мероприятий по его настройке для нужд ГКУ СО "РЦОСПН".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пояснениям Заказчика, закупка, включающая в себя настройку взаимодействия виртуальных серверов с ЦУС системы ViPNet сформирована в целях обеспечения потребности Заказчика.
Серверное оборудование, являющееся предметом закупки, требуется заказчику для обеспечения непрерывной работоспособности государственных информационных систем.
В целях обеспечения технического оснащения, необходимого для замены устаревшего парка серверного оборудования (включая необходимое программное обеспечение), заказчиком был определен объект закупки - "Поставка сервера с монтажом и комплексом мероприятий по его настройке для нужд ГКУ СО "РЦОСПН" (п. 5 Информационной карты).
Серверное оборудование, являющееся предметом закупки, требуется заказчику для обеспечения непрерывной работоспособности государственных информационных систем.
Разделом 13 информационной карты документации об электронном аукционе предусмотрено, что описание объекта закупки, требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам определяются в соответствии с техническим заданием документации об электронном аукционе.
Техническое задание на закупку составлено и разработано в соответствии с правилами описания объекта закупки, указанными в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. При составлении технического задания использованы требования и технические характеристики, соответствующие потребностям заказчика и не противоречащие требованиям законодательства о контрактной системе.
Требованиями Технического задания предусматривается выполнение комплекса мероприятий по монтажу и настройке сетевого и серверного оборудования, в том числе:
- Перенос ЦУС системы ViPNet;
- Настройка взаимодействия виртуальных серверов с ЦУС системы ViPNet.
Компоненты системы ЦУС сертифицированы как межсетевой экран и средство криптографической защиты информации (Сертификат соответствия ФСБ России N СФ/124-4122, Сертификат соответствия ФСТЭК России N 3727).
В ходе работ по контракту предполагаются работы по настройке взаимодействия сетевого окружения с ЦУС системы ViPNet, что подразумевает работы по настройке средства межсетевого экранирования, обновлению справочной, ключевой информации и рассылке данных по защищенной сети.
А основании вышеизложенного данный довод признается необоснованным.
В силу пункта 12 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пунктам 1, 5, части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 (п.12,13 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств) и подпунктом "е" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" данные виды работ являются лицензируемыми и требуют наличия лицензий на оказание таких работ.
Согласно техническому заданию аукционной документации исполнитель должен иметь:
- Лицензию ФСТЭК России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации в части работ, предусмотренных подпунктом "е" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", а именно: е) "услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации)".
- Лицензию ФСБ России, выданную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 313 на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) с указанием видов работ ( передача шифровальных (криптографических) средств), или Лицензию, выданную ранее в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N 957 на деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств.
В силу Закона о лицензировании, деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств подлежит обязательному лицензированию.
Исходя из системного толкования норм действующего законодательства, Заказчиком при осуществлении закупки было правомерно установлено требование о наличии у исполнителя лицензий на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, а также деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств.
Довод признается необоснованным.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.10.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано и допущено 2 заявки.
Жалоб от иных участников закупки не поступало.
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России, Заявитель, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, не представил надлежащих доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки, а также препятствуют ему в подаче заявки.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ЦЭМ-М" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 октября 2023 г. N 493-15286-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023