рассмотрев обращение МКУ "Краснокамск благоустройство" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Первая дорожная строительная компания" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт автомобильной дороги Ласьва-Мошни (км 000+690 - км 002+460) (изв.N 0856300009322000285),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856300009322000285 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги Ласьва-Мошни (км 000+690 - км 002+460). Начальная (максимальная) цена контракта - 4 837 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 13.10.2023 N 10505/23) рассмотрение обращения было назначено на 16.10.2023 в 15:00 ч.
С целью принятия решения Комиссией был объявлен перерыв до 18.10.2023 г.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
30.01.2023 г. между Заказчиком и ООО "Первая дорожная строительная компания" (далее - Подрядчик, Общество) был заключен контракт на ремонт автомобильной дороги Ласьва-Мошни (км 000+690 - км 002+460). Цена контракта - 3 458 455,00 руб.
В связи с невыполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 27.09.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 8 Контракта).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4,8 Контракта.
Из материалов обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в ходе контрольных мероприятий в рамках исполнения Контракта, а также в связи с многочисленными жалобами и обращениями жителей д. Мошни о некачественном ремонте автомобильной дороги в части применяемых материалов 30.08.2023 года был произведен отбор проб щебня с целью определения физическо-механических показателей, по результатам которого специализированной организацией (Испытательной строительной лабораторий на основании Протокола лабораторных испытаний N 166/23 от 31.08.2023года) было установлено, что применяемые материалы не соответствует материалам установленным техническим заданием, а именно по техническому заданию должен быть применен щебень марки М 800, по факту Подрядчиков был применен щебень М600, вместо М800, что указано в требованиях Контракта. В связи с чем, в адрес Подрядчика были направлены требования и претензии с целью устранения всех выявленных недостатков в соответствии п. 4.4.7 Контракта, где Подрядчик обязан обеспечить за свой счет устранение всех выявленных нарушений в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения претензии (требования). Однако данные претензии были проигнорированы Подрядчиком в полном объеме, так как по результатам комиссионного обследования произведенного специалистами Заказчика совместно с администрацией Краснокамского городского округа 27.09.2023 г. было установлено, что Подрядчик к устранению ранее выявленных нарушений так и не приступил и никаких работ не производит.
Поскольку Подрядчиком на 27.09.2023 г. работы, предусмотренные Контрактом не выполнены, а нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранены, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 27.09.2023 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3591602008223000008 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 27.09.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В регламентированный ч. 14 ст. 95 Закона о закупках срок Подрядчиком нарушения условий контракта не устранены. Оснований для отмены Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.10.2023 г. Информация об ООО "Первая дорожная строительная компания" была направлена в адрес Пермского УФАС России 11.10.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что Заказчиком был составлен акт контрольной проверки, согласно которому было установлено не соответствие щебня (была выявлена марка щебня М-600 вместо М-800). Данное обстоятельство также подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 166/23 от 31.08.2023, составленным ООО "Уралстройконтроль". В данном протоколе также сказано, что по всем иным параметрам щебень соответствует требованиям законодательства. При этом той же самой лабораторией был составлен протокол N 181/23 от 12.09.2023, согласно которому щебень соответствует требованиям технического задания (марка М-800). Данный протокол был направлен в адрес Заказчика в ходе переписки. Наряду с протоколом лаборатории в адрес Заказчика также был направлен паспорт на применяемый Подрядчиком щебень, который также подтверждает соответствие требованиям технического задания и Контракта. В ходе обследования объекта до проведения работ по контракту, а также имеющейся фотодокументацией выявлено, что дорога являющаяся предметом контракта, является дорогой с переходным типом покрытия (дорожная одежда с покрытиями из щебня прочных пород, щебеночно-гравийно-песчаных смесей), так как компонентный состав существующего покрытия являлся смесью из щебня, гравия, песка, грунта. При этом в состав покрытия входил щебень разных фракций (конкретные марки фракций не устанавливались). Данный вывод был сделан на основании требований и. 3.6. ГОСТ Р 59120-2021 "Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования". В перечень работ по контракту (согласно техническому заданию и дефектной ведомости) входит в том числе и работы по планировке площадей механизированным способом. Данный вид работ подразумевает срезку неровностей существующей поверхности, и засыпке углублений (равномерному распределению материала), то есть приданию существующему покрытию необходимых для производства дальнейших работ продольного и поперечного профилей. Работы по вывозу материала Контрактом предусмотрены не были, то есть весь имеющийся в дорожной одежде материал использовался для формирования основания нового слоя дорожной одежды. Также Контрактом предусматривались работы по фрезерованию асфальтобетонного слоя покрытия, из чего следует, что под слоем срезаемого асфальтобетона имелось основание из щебня. Данные виды работ предусмотрены в том числе локально-сметным расчетом по контракту. В дальнейшем, в соответствии с требованиями Контракта были выполнены работы по устройство подстилающих и выравнивающих слоев основания из щебня. Качество материала, используемого в ходе производства работ, подтверждается соответствующими сертификатами и паспортами качества в соответствии с требованиями Контракта. Таким образом, на небольшом участке работ при выполнении работы по контракту (в соответствии с требованиями технического задания и приложений к нему) произошло смешивание щебня старого (неустановленных фракций и марок) и нового (соответствующего требованиям контракта) вновь устроенного покрытий, то есть взаимопроникновение частиц покрытия. Кроме того, работы производились без остановки движения автотранспортных средств, и при постоянном движении происходило попадание частиц старого покрытия с участков, не входивших в границы ремонта, то есть путём механического перемещения частиц (грунта, щебня, мелкодисперсных частиц и т. д.) поверхностью колёс движущихся автотранспортных средств. Данный факт подтверждает, в том числе, что участки ремонта с низким трафиком транспорта (съездах) менее загрязнены привнесёнными частицами и визуально имеют соответствующий эстетичный вид. Мер по прекращению движения автотранспортных средств на участке ремонта Заказчиком принято не было. Обнаружение Заказчиком в ходе контрольных мероприятий на участке выполнения работ минимального наличия щебня иной марки, чем предусмотрена контрактом (в частности, М-600, а не М-800) возникло не по вине Подрядчика. Несмотря на эти обстоятельства, Участник в ходе общения и переписки с Заказчиком был готов произвести исправление профиля покрытия с добавлением нового материала (в том числе расклинцовочных фракций щебня). Кроме того, Заказчику было предложено провести совместное обследование объекта в целях определения спорных участков.
Также, в письменных пояснениях Подрядчик ответил, что ООО "Первая дорожная строительная компания" значительный перечень надлежаще исполненных государственных и муниципальных контрактов.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, в адрес Комиссии Подрядчиком были предоставлены документы о качестве используемых при выполнении работ материалов, в частности, щебня из горных пород. Исходя из указанного документа щебень советует требованиям ГОСТ 8264-93. Также, в адрес Комиссии представлен протокол N 181/23 лабораторных испытаний от 12.09.2023 г., составленный ООО "УралСтройКонтроль", согласно которому используемый Подрядчиком щебень соответствует марке М800.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Первая дорожная строительная компания" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Первая дорожная строительная компания" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 октября 2023 г. N РНП-59-343
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023