Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 15391/23) ГКУ "ЦБДД Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Мегаполис" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов фотовидеофиксации (изв. N 0156200009923000435),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 17.10.2023 г. в 15:30 ч.
В ходе заседания был объявлен перерыв до 18.10.2023 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0156200009923000435 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов фотовидеофиксации. Начальная (максимальная) цена контракта - 17 424 262,80 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
30.05.2023 г. между Заказчиком и ООО "Мегаполис" (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов фотовидеофиксации на сумму 17 424 262,80 руб. (далее - Контракт).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с тем, что Исполнителем были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Исполнителем в ходе оказания услуг неоднократно нарушались условия Контракта, в адрес Исполнителя направлялись претензии об устранении нарушений, выставлялись штрафные санкции. 12.09.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, но ввиду устранения Исполнителем нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения, руководствуясь ч. 14 ст. 95 Закона о закупках, 22.09.2023 г. Заказчиком было принято решение об отмене не вступившего в силу решения от 12.09.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 25.09.2023 г. Заказчиком было выявлено, что условия Контракта повторно не исполняются Исполнителем, нарушения установлены в следующем: отсутствует видеофиксация хода оказания услуг на видеорегистратор с указанием актуального времени и даты путем видеофиксации общего плана места дислокации, комплекса (разрешение видео - не менее Full HD (1920х 1080 пикселей), не обеспечивается хранение файла с результатами видеофиксации хода оказания услуг в течение 1 (одной) недели, данная информация не предоставляется по требованию Заказчика, не обеспечивается надлежащая ежедневная выгрузка информации с каждого комплекса в СПО "Паутина", комплексы не обеспечены оборудованием, необходимым для организации беспроводных (3G и/или 4G LTE) каналов связи для выгрузки информации.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком 28.09.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Дополнительно в адрес Комиссии Заказчиком было представлено письмо ГУ МВД России по Пермскому краю N 20/Ц-1617 от 29.09.2023 г., в соответствии с которым 28 сентября 2023 года в ЦАФАП Госавтоинспекции ГУ МВД России Пермского края поступили материалы нарушений с передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения "СКАТ-П" и "АРЕНА", за период с 7 по 28 сентября 2023 года. В процессе обработки полученной информации сотрудниками ЦАФАП Госавтоинспекции, выявлены следующие характерные недостатки:
- отсутствует фиксация установки дорожных знаков (в т.ч. 6.22) перед началом зоны контроля (пример Скат-П 1811060, 1811063);
- согласно постовой ведомости на 12 и 14 сентября комплексы Скат-П 1811061, 1811071 дислоцировались на 132 км 000 м а/д Кунгур-Соликамск, в настройках оборудования дислокация указана 196 км 600 м а/д Кунгур-Соликамск (фото1);
- некорректная настройка фиксации скоростного порога на оборудовании (83 км/ч в населенном пункте, 112 км/ч вне населенного пункта, 90 км/ч для грузовых а/м), и направления (попутное-встречное) (фото2);
- наличие металлоконструкций в зоне фиксации - нарушение пункта N4 Руководства по эксплуатации при установке комплекса Скат-П. (Скат 1811058) (фото3);
- оператор не вносит данные в отчет по выставлению - отсутствует подпись, ФИО, порог скорости, отчет подписывает лицо, не указанное в постовой ведомости
(фото4);
- с 19 сентября в постовой ведомости отсутствуют GPS координаты установки оборудования.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 28.09.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.10.2023 г.
11.10.2023 г., информация об Обществе направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Общества указали, что Перечисленные в письме Заказчика обстоятельства неосновательны в качестве причин для отказа от исполнения договора и не подтверждены документально. Договор заключен 30.05.2023 года (дата начала оказания услуг - 20.07.2023 года). В течение срока исполнения договора Заказчиком приняты услуги как соответствующие требованиям договора согласно актам выполненных работ от 31.07.2023 года N 19, от 31.08.2023 года N 25. Перечисленные акты подписаны Заказчиком без замечаний по качеству выполненных работ. В период с 31.08.2023 года по дату направления отказа от исполнения договора Заказчиком порядок оказания услуг оставался неизменным, в адрес Подрядчика от Заказчика уведомления о наличии перечисленных в письме от 28.09.2023 года исх. N 1397 причин не поступало. В период с 07.09.2023 года по 28.09.2023 года Подрядчиком оказаны услуги в полном соответствии с условиями договора. А именно:
- непрерывная видеофиксация хода оказания услуг осуществлялась ежедневно, вместе с тем, предоставление данной записи согласно условиям договора производится по требованию заказчик в течение одного рабочего дня. Так как соответствующих запросов не поступало, то в адрес Заказчика файлы с видеофиксацией не направлялись. При этом, хранение файла, согласно техническому заданию, должно осуществляться в течение одной недели, в связи с чем на текущую дату файлы видеофиксации отсутствуют. Кроме того, согласно требованиям технического задания, Подрядчик обязан предоставлять ежедневно фотоматериалы в ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД РФ по Пермскому краю. Данные фотоматериалы сохранены за весь период и направлены получателю, что также подтверждает надлежащее исполнение условий заключенного договора. Также в составе документов, переданных в ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД РФ по Пермскому краю и находящихся в облачном хранилище, содержатся ежедневные отчеты, предусмотренные техническим заданием. В отношении передаваемых документов, материалов и сведений от непосредственного получателя - ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД РФ по Пермскому краю, замечаний в адрес Подрядчика не поступало;
- ежедневная выгрузка информации с каждого комплекса в СПО "Паутина" осуществлялась посредством загрузки в облачное хранилище (ссылка приведена выше) и передачей на жестких носителях. При этом Исполнитель уточнил, что конкретный способ передачи сведений в договоре не установлен. Представителем ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД РФ по Пермскому краю и Подрядчиком достигнута договоренность о передаче данных посредством загрузки в облачное хранилище.
- каждый комплекс обеспечен Подрядчиком оборудованием, необходимым для организации беспроводных (3G и/или 4G LTE) каналов связи для выгрузки информации, а именно, модемом, позволяющим передавать и принимать соответствующие сигналы связи. При этом, по указанию Исполнителя, конкретное оборудование, которым необходимо обеспечить каждый комплекс, в договоре не указано, в связи с чем, Исполнителем данное условие технического задания выполнено. Перечень модемов в совокупности с комплексом, который им оснащен прилагается.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Согласно условиям п. 1.3, 1.4 Контракта, срок начала выполнения работ: 20.07.2023 г., срок окончания выполнения работ: 30.11.2023 г.
Согласно п. 9 Технического задания (приложение к Контракту), 9.1. Исполнитель обязан, в том числе:
- обеспечить хранение файла с результатами видеофиксации хода оказания услуг в течение 1 (одной) недели и предоставить его по требованию Заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня. При порче или утрате Комплекса Исполнитель обязан незамедлительно сообщить об этом Заказчику, а также в правоохранительные органы.
- обеспечивать автомобили с экипажами, на которых осуществляется перевозка комплекса (комплексов) к месту установки, выгрузки информации, хранения и т.п., при этом автомобили должны находиться в месте установки комплекса (комплексов) все время функционирования комплекса в рабочем режиме. Места стоянки автомобиля должны соответствовать Правилам дорожного движения Российской Федерации и иным обязательным нормам, и правилам. Обеспечивать ежедневное заполнение постовой ведомости (Приложение N 4 к контракту) на каждый последующий день выставления комплексов и направление в электронном виде Заказчику и в ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД РФ по Пермскому краю;
- отправлять ежедневно в электронном виде в ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД РФ по Пермскому краю, г. Пермь, ул. Пермская, д.164, фотографии выставленных комплексов с каждого места дислокации, подтверждающих правильность их установки (разрешение фотографий не менее 19201080 пикселей);
- обеспечивать надлежащую ежедневную выгрузку информации с каждого комплекса в СПО "Паутина".
Согласно информации, полученной при помощи функционала ЕИС, размер исполненных Исполнителе обязательств по Контракту равен 5 703 376,47 руб., что составляет 32.73 % от всей совокупности обязательств.
Исполнителем в адрес Комиссии были представлены также сведения (ссылка на облако), подтверждающие факт исполнения им обязательств, предусмотренных Контрактом в период с 25.09.2023 г. по 10.10.2023 г.
Указанное выше обстоятельство свидетельствует о наличии у Исполнителя намерений исполнить Контракт, а также о том, что Исполнителем предпринимались меры, направленные на исполнение условий Контракта.
При этом, Заказчик указывает, что услуги оказывались Исполнителем с нарушением порядка, предусмотренного Контрактом и приложениями к нему.
В подтверждение своих доводов Заказчиком в адрес Комиссии было представлено письма ГУ МВД России по Пермскому краю N 20/Ц-1617 от 29.09.2023 г., поступившее в адрес Заказчика после принятия им решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств.
Таким образом, между сторонами возник спор относительно причин, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Вместе с тем, как было указано ранее, основанием для принятия 28.09.2023 г. Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств стали выявленные им 25.09.2023 г. недостатки.
При этом, в адрес Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих об уведомлении Исполнителя о выявленных нарушениях, что лишает Исполнителя возможности устранить их.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - ПП РФ N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Мегаполис" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Мегаполис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 октября 2023 г. N РНП-59-342
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023