Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "АНИКА" (далее - Заявитель) на действия МБУК "Пермская дирекция" (далее - Заказчик), ГКУ ПК "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению функционирования новогоднего комплекса на городской эспланаде (изв. N 0356500001423004705),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 12:00 ч. 23.10.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001423004705 Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по обеспечению функционирования новогоднего комплекса на городской эспланаде.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме и приложения к нему:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.09.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 29 500 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 17.10.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчик, Уполномоченный орган при установлении дополнительных требований к участникам закупки должны были руководствоваться п. 9 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", а не п. 4 указанного Постановления.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны на основании представленных письменных пояснений.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 2.1 ст. 31 Закона о закупках если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Вместе с тем, в соответствии с п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно п. 38 ст. 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В силу п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В п. 3.2 СП 82.13330.2016 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий" (Приказ Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 972/пр) (далее - СП 82.13330.2016) указано, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно пункту 3.11 СП 82.13330.2016 малые архитектурные формы - искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Правила благоустройства территории города Перми утверждены решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 г. N 277 (далее - Решение N 277).
Согласно п. 2.1.28 Решения N 277 объект благоустройства - комплекс элементов благоустройства, обеспечивающий единое функциональное назначение территории или ее части, а также объекты транспортной инфраструктуры, в том числе:
объекты озеленения общего пользования,
пешеходные мостики и (или) лестницы, являющиеся объектами капитального строительства,
набережные,
пешеходные улицы,
детские игровые и детские спортивные площадки, спортивные площадки,
места (площадки) для накопления отходов,
площадки для выгула и дрессировки животных,
автомобильные дороги общего пользования местного значения, площади,
парковки (парковочные места),
автостоянки;
места погребения;
организованные места отдыха у воды.
В соответствии с п. 9.1 Решения N 277 элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории, в том числе:
велопарковка,
въездные знаки,
газон, цветник, иные зеленые насаждения, элементы ландшафтной архитектуры,
дренажная система территории, предназначенная для сбора или отвода подземных вод от здания, строения, сооружения, земельного участка,
искусственные твердые покрытия территории, в том числе пешеходных дорожек, проездов и подъездных дорог к объектам и земельным участкам, площадок для малых архитектурных форм, мест (площадок) накопления отходов, искусственные покрытия детских площадок,
лотки для сбора воды,
лестница, не являющаяся объектом капитального строительства,
малые архитектурные формы, элементы уличной мебели,
оборудование и установки наружного освещения,
размещаемые на земельном участке ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, ограждения, в том числе декоративные или заборы),
стенды с информацией об эксплуатации объектов благоустройства, объектов социальной сферы, а также с информацией о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений,
уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование (конструкции для сушки белья и (или) для чистки ковров, подъемные площадки для инвалидных или детских колясок, пандусы, укрытие таксофона или банкомата, шкафы для размещения оборудования инженерных коммуникаций и связи),
элементы обустройства места отвала снега (лотки для сбора воды, обваловка территории, покрытие, материал или грунт, препятствующие прониканию талых вод в грунтовые воды),
фонтаны, питьевые фонтанчики,
элементы обустройства автостоянок,
элементы детских игровых, детских спортивных и спортивных площадок (детское игровое, спортивно-игровое, спортивное оборудование, а также спортивно-игровое оборудование, предназначенное для совместных игр здоровых детей и детей с ограничениями жизнедеятельности),
элементы благоустройства организованных мест отдыха у воды.
Малая архитектурная форма - элемент благоустройства, размещаемый в целях декоративного оформления территории или повышения комфортности условий проживания граждан, в том числе (п. 2.1.23 Решения N 277):
декоративные фонари, приспособления для озеленения,
беседки, ротонды, веранды, навесы, урны для мусора, скамейки,
мостики, не являющиеся объектами капитального строительства;
К нестационарному объекту относятся некапитальные строения, сооружения, используемые для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (п. 2.1.35 Решения N 277).
Закон СССР от 10.07.1991 г. N 2328-1 "О промышленных образцах" (далее - Закон N 2328-1), применяемый в части, не противоречащей четвертой части ГК РФ, разделяет понятия малых архитектурных форм и объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих и им подобных веществ (ч. 3 ст. 1 Закона N 2328-1), к последним из которых и относятся скульптуры и иные объекты, выполняемые изо льда.
Согласно извещению описание объекта закупки установлено в отдельном файле - Техническое задание.
Объектом закупки является обеспечение функционирования новогоднего комплекса на городской эспланаде.
Согласно п. 1.1 Технического задания под услугами по обеспечению функционирования новогоднего комплекса на городской эспланаде понимается:
- разработка технологических решений и рабочей документации новогоднего комплекса;
- подготовительные работы;
- устройство (монтаж) новогоднего комплекса;
- обслуживание новогоднего комплекса;
-демонтаж новогоднего комплекса;
Таким образом, из описания объекта закупки следует, что объект закупки носит комплексный характер, т.е. предполагает не только установку ледовых скульптур и горок, но и выполнение проектных работ, обслуживание и демонтаж ледового городка.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что ледовый городок представляет собой ледяные фигуры, горки из блоков льда, конструктивные характеристики которых не позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения их основных характеристик.
Следовательно, не представляется возможным отнести ледяные фигуры, горки к некапитальным строениям, сооружениям.
Представитель Уполномоченного органа также пояснил, что ледовые городки являются символами Нового года и устанавливаются на непродолжительное время в зависимости от температурного режима окружающего воздуха, а после окончания праздничных мероприятий сносятся, уничтожаются.
Комиссия отмечает, что Правила благоустройства территории города Перми не содержат положений, относящихся к объекту настоящей закупки, в том числе не содержат следующих конкретных или схожих понятий: "новогодний комплекс", "ледовый объект", "ледяная фигура", "ледовый городок".
Таким образом, отнести ледовый городок к элементам благоустройства также не представляется возможным исходя из понятий, зафиксированных в ГрК РФ, СП 82.13330.2016, Правилах благоустройства территории города Перми.
В целях принятия объективно решения по жалобе, Комиссией был направлен запрос в адрес АСРО "Гильдия Пермских строителей" (исх. N10754/23 от 19.10.2023 г.)
Вместе с тем, в ответе на запрос (вх. N 15974-ЭП/23 от 20.10.2023 г.) АСРО "Гильдия Пермских строителей" указала, что направить аргументированный ответ не представляется возможным, поскольку термин "новогодний комплекс" (сооружения из льда) не закреплен действующим законодательством РФ в области строительства гражданского назначения, а также ввиду отсутствия проектной документации в составе приложения к извещению о проведении закупки.
Кроме того, в результате анализа НМЦК к закупке (изв. N 0356500001423004705) установлено, что источником информации о цене являются представленные в адрес Заказчика, Уполномоченного органа коммерческие предложения, что также свидетельствует о наличии участников, готовых оказывать услуги, предусмотренные Техническим заданием.
Как указано ранее, НМЦК составляет 29 500 000,00 руб.
Проанализировав извещение, Комиссией установлено, что Заказчик, Уполномоченный орган установил дополнительные требования к участникам закупки с ч. 2.1 ст. 31 Закона о закупках, а также п. 4 ПП РФ N2571.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заявитель имеет контракт, заключенный в соответствии с Законом о закупках, стоимость исполненных обязательств по контракту составляет более двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, установленное Заказчиком, Уполномоченным органом дополнительное требование не нарушает права Заявителя и не препятствует в участие в оспариваемой закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АНИКА" на действия МБУК "Пермская дирекция", ГКУ ПК "Центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению функционирования новогоднего комплекса на городской эспланаде (изв. N 0356500001423004705) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 октября 2023 г. N 15712/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023