Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии представителя Магаданского областного государственного казенного учреждение "Центр закупок Магаданской области" (далее - МОГКУ "Центр закупок Магаданской области", Уполномоченное учреждение) Б<_> (дов. б/н от 17.03.2023), представителей общества с ограниченной ответственностью "Цифровые Виртуальные Ассистенты" (далее - ООО "ЦВА", Общество) К<_. (дов. б/н от 22.02.2023), М<_> (дов. б/н от 22.02.2023), без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр информационных технологий Магаданской области" (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии, рассмотрела материалы, поступившие от МОГКУ "Центр закупок Магаданской области" для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об участнике закупки - ООО "ЦВА" (ИНН/КПП 7727487213/772701001, ОГРН 1227700130580, адрес: ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 3, пом. 1А, Вн. Тер. Г. Муниципальный округ Академический, г. Москва, 117218), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения системы IP-телефонии" (реестровый номер 0847500000923001621).
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения участника от заключения контракта, проверки факта недобросовестности подрядчика на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 25.09.2023 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения системы IP-телефонии" (реестровый номер 0847500000923001621).
Начальная (максимальная) цена контракта 4 976 666,67 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 04.10.2023 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.10.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 06.10.2023.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 04.10.2023 NЦПА1 на участие в закупке было подано 2 заявки участников, с идентификационными номерами: 115053427, 115044422. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 40,26%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.10.2023 NИЭА1 обе заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером 115053427 (ООО "ЦВА"), предложивший цену контракта - 2 972 871,18 рублей.
10.10.2023 Заказчиком направлен проект контракта на подпись победителю.
16.10.2023 контракт подписан победителем закупки.
18.10.2023 победитель закупки признан уклонившимся от заключения государственного контракта, ввиду непредставления надлежащего обеспечения исполнения контракта.
2. Рассмотрев представленные материалы и документы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Размер, установленный частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе: размер, превышающий в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Комиссией установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения системы IP-телефонии" (реестровый номер 0847500000923001621) Уполномоченным учреждением, Заказчиком осуществлена закупка в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 04.10.2023 на участие в закупке было подано 2 заявки участников, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 40,26%. Предложение победителя закупки - 2 972 871,18 рублей.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, победителю закупки, в случае выбора способа предоставления обеспечения исполнения контракта в денежной форме/форме банковской гарантии, с учетом требований части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, необходимо представить такое обеспечение в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, но не менее чем десять процентов от цены заключаемого контракта и не менее размера аванса.
Частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Размер обеспечения исполнения контракта, установленный извещением о проведении рассматриваемого электронного аукциона - 5% от цены контракта, то есть 148 643,55 руб.
148 643,55 руб. * 1,5 = 222 965,32 руб.
10% от цены заключаемого контракта = 297 287,12 руб.
Таким образом, победителю закупки - ООО "ЦВА" при подписании государственного контракта по итогам рассматриваемой закупки надлежало предоставить обеспечение исполнение контракта в размере 297 287,12 руб., в случае если участником закупки выбран способ предоставления обеспечения исполнения контракта в денежной форме, либо независимую гарантию в размере указанной суммы.
10.10.2023, во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком размещен в ЕИС без своей подписи проект контракта.
16.10.2023, в установленный подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе срок, Обществом подписан в ЕИС государственный контракт и представлена независимая гарантия N 9991-4R1/1355048 от 13.10.2023 (номер реестровой записи 04В24900011355230005) в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, в размере 222 965,32 руб.
Согласно части 6 статьи 37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 указанной статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Во исполнение вышеуказанных норм, 18.10.2023 Уполномоченным учреждением, Заказчиком составлен протокол признания уклонившимся победителя закупки - ООО "ЦВА" от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер извещения 0847500000923001621), ввиду предоставления обеспечения исполнения контракта с нарушением требований части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе обращение о включении ООО "ЦВА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было направлено Уполномоченным учреждением в Магаданское УФАС России 18.10.2023 посредством размещения обращения в ЕИС.
3. Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
По смыслу норм Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности организации в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении ООО "ЦВА" в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков. Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.
Как установлено ранее, 16.10.2023, в установленный подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе срок, Обществом подписан в ЕИС государственный контракт по итогам проведенного электронного аукциона и представлена независимая гарантия N 9991-4R1/1355048 от 13.10.2023 в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, в размере 222 965,32 руб.
В письменных пояснениях (вх. N 4067-ЭП/23 от 24.10.2023) Общество указывает следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 6 октября 2023, ООО "ЦВА" признано победителем электронного аукциона на оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения системы IP-телефонии (реестровый номер извещения 0847500000923001621).
10 октября 2023 Заказчиком - Магаданским областным государственным казенным учреждением "Центр Информационных Технологий Магаданской Области" размещает в единой информационной системе и на электронной площадке без своей подписи проект контракта, срок подписания проекта контракта Исполнителем - до 17 октября 2023.
9 октября 2023 г. со стороны ООО "ЦВА" была подана заявка на выпуск независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения заключаемого Контракта.
12 октября 2023, после получения предложения о заключении соглашения с ПАО "БАНК УРАЛСИБ", в адрес Заказчика посредством электронной почты, указанной в проекте контракта (cit@49gov.ru), был направлен проект независимой гарантии с целью согласования и дальнейшего выпуска для подписания проекта Контракта.
13 октября 2023 ООО "ЦВА" выдана независимая гарантия N 9991-4R1/1355048 в размере - 222 965,32 рублей.
16 октября 2023 со стороны ООО "ЦВА" подписан проект контракта с приложением вышеуказанной независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения Контракта.
18 октября 2023, по истечении срока, установленного на подписание проекта Контракта победителем закупки, посредством ЕИС был получен протокол признания Общества уклонившимся от заключения Контракта ввиду несоответствия суммы независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения Контракта, требованиям статьи 37 Закона о контрактной системе, а именно - менее 10% от цены заключаемого Контракта.
Поскольку, при выпуске независимой гарантии от 13 октября 2023 произошла техническая ошибка в сумме независимой гарантии подлежащей уплате гарантом бенефициару, 18 октября 2023 ООО "ЦВА" была выпущена независимая гарантия N 10696442 (номер реестровой записи 04Е249000113523000601, Гарант- АКБ "Абсолют Банк" (ПАО)) на сумму 297 287,12 рублей.
Обществом в адрес Заказчика и Уполномоченного учреждения, посредством электронной почты (it@49gov.ru, cit@49gov.ru, zakupki@49gov.ru, memorix89@mail.ru), было направлено письмо с приложением независимой гарантии от 18.10.2023, также в тексте письма была выражена готовность к перечислению обеспечения исполнения контракта в полном объеме на счет Заказчика.
Кроме того, в связи с победой в данном электронном аукционе, Обществом были проведены переговоры и направлен запрос контрагенту с целью заключения договора субподряда на проведение установки и настройки программного обеспечения на территории Заказчика. Согласно внутренней политике компании, также были назначены ответственные сотрудники по новому проекту - Оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения системы IP-телефонии.
Общество отмечает, что в адрес Заказчика, до подписания проекта Контракта, направлялся проект независимой гарантии. К сожалению, со стороны Заказчика не был получен ответ, который позволил бы до подписания проекта Контракта выявить и устранить допущенную ошибку.
ООО "ЦВА" было заинтересовано в заключении Контакта и его исполнении, так как такого рода контракты являются профильными для компании, имеющей опыт в сфере информационных технологий, а также собственные программные продукты, включенные в реестр отечественного программного обеспечения. Компания успешно проводит стажировки и трудоустраивает молодых ИТ специалистов.
Подтверждением добросовестности исполнения контрактов со стороны ООО "ЦВА" является тот факт, что за 2022 год Обществом успешно исполнены взятые на себя обязательства по контрактам в рамках федеральных субсидий - поставке программно-аппаратного комплекса для обеспечения приема, обработки и распределения вызовов (обращений) граждан по номеру "122" в 6 регионах. За 1,5 года работы компании исполнено 6 сложных контрактов, на общую сумму 25,9 млн. рублей. В 2023 году ООО "ЦВА" приняло участие в новых проектах и закупках, заключив контракты на общую сумму 31,21 млн. рублей, где успешно внедряет собственные разработки и новые идеи.
Таким образом, у ООО "ЦВА" отсутствовал умысел на уклонение от заключения Контракта, поскольку Контракт Обществом был пописан, обеспечение исполнение контракта предоставлено.
Включение в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ЦВА" повлечет негативные последствия, поскольку основная часть деятельности компании связана с государственными закупками и направлена на работу в секторе гражданской безопасности и социально-значимых проектах.
На заседании Комиссии представители Общества поддержали вышеизложенные доводы. Довод представителя Уполномоченного учреждения о невозможности исполнения Обществом условий государственного контракта, ввиду отсутствия у Исполнителя сертификата соответствия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, не может быть принят во внимание Комиссией, поскольку не относится к существу рассматриваемого дела о недобросовестном поведении победителя закупки при заключении контракта.
Оценив пояснения, рассмотрев представленные в материалы дела документы, Комиссия пришла к выводу, что фактически Обществом подписан государственный контракт, исполнена обязанность по предоставлению обеспечения исполнения контракта, вместе с тем, ввиду отсутствия должной осмотрительности сумма обеспечения исполнения контракта была предоставлена не в полном размере. Однако, Обществом были предприняты меры по устранению допущенной ошибки.
Руководствуясь подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в действиях ООО "ЦВА" отсутствует умышленное уклонение от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения системы IP-телефонии" (реестровый номер 0847500000923001621), следовательно, ООО "ЦВА" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Магаданским областным государственным казенным учреждением "Центр закупок Магаданской области" об участнике закупки - обществе с ограниченной ответственностью "Цифровые Виртуальные Ассистенты" (ИНН/КПП 7727487213/772701001, ОГРН 1227700130580, адрес: ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 3, пом. 1А, Вн. Тер. Г. Муниципальный округ Академический, г. Москва, 117218), в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения системы IP-телефонии" (реестровый номер 0847500000923001621) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 25 октября 2023 г. N 049/10/104-228/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023