Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ГУП РД "Дагестангражданкоммунпроект" (далее - Заявитель) на действия комиссии Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) при проведении для нужд ГКУ РД "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА" (далее - Заказчик) конкурса в ЭФ N 0103200008423002877 "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство блока началь-ной школы на 200 ученических мест к общеобразовательной школе N2 в с.Чонтаул Кизи-люртовского района РД" (далее - Конкурс),
в присутствии представителей от:
Заявителя - Магомедова М.О. (по доверенности"),
Уполномоченного органа - Алиевой А.У. (по доверенности), Кадималиева З.М. (член комиссии); Агларов Р. С. (член комиссии),
Заинтересованной стороны (ООО "Дивелопмент-Проект) - Махмудова М.Г. (по доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
18.10.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
В жалобе Заявителя указывается на неправомерное отклонение заявки Заявителя.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
20.09.2023 Уполномоченным органом в Единой информационной системе, а также на сайте Оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 876 110,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 13.10.2023 NПРОII1 (далее - Протокол) заявка Заявителя с идентификационным номером 115067406 признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса по следующим основаниям:
" Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Постановлением N 2571 установлено требование к наличию опыта исполнения договора на подготовку проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве подрядчика. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации договор на выполнение проектных и изыскательских работ - это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком. Статус генерального подрядчика предусматривает его особенное правовое положение, отличающего его от субподрядчика. В соответствии с частью 3 статьи 706 Гражданского кодекса РФ установлено, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. Частью 2 Статьи 760 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик гарантирует заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной подрядчиком технической документации. Статьей 761 Гражданского кодекса РФ установлена ответственность перед заказчиком за качество выполнения проектных и изыскательских работ. В силу изложенного, не может быть принят в качестве подтверждения опыта выполнения работ, представленный договор субпродряда N 02/0722 от 06 июля 2022 г. N 247, заключенный между ООО "Газ-Технострой" и ГУП "Дагестангражданкоммунпроект" на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектно-сметной документации и разработку рабочей документации для строительства общеобразовательной организации на 300 ученических мест в Хасавюртовском районе с. Пятилетка. Данное решение также подтверждает решение ФАС России N МЕ/51304/19 от 19.06.2019 г., Решение УФАС России по Владимирской области от 21 ноября 2022 г. N 033/06/48-798/2022. Указанная позиция также подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2017 N Ф05-15295/2017 по делу N А40-7626/17, определение Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-19792 по делу N А40-223872/2017), Определение Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 N305-КГ18-19792, от 22.10.2020 N309-ЭС20-15792, постановление А72-11233/2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.03.2021 по делу NА46-13468/2020, Арбитражного суда Поволжского округа Ф06-5395/2021 от 12 июля 2021 года".
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе, перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571).
Так, Постановлением Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571
Согласно п. 6 приложения к Постановлению Правительства N 2571, при выполнении работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как установлено, аналогичные требования содержатся в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке, являющихся приложением к извещению о проведении рассматриваемой закупки.
Комиссия, проанализировав заявку подателя жалобы, установила, что в качестве документов, подтверждающих ее соответствие установленным в извещении дополнительным требованиям, заявителем представлен договор субпродряда N 02/0722 от 06 июля 2022 г. N 247, заключенный между ООО "Газ-Технострой" и ГУП "Дагестангражданкоммунпроект" на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектно-сметной документации и разработку рабочей документации для строительства общеобразовательной организации на 300 ученических мест в Хасавюртовском районе с. Пятилетка.
Вместе с тем, Комиссия, рассмотрев представленные сведения пришла к выводу, что представленный договор является договором субподряда и не подтверждает наличие у участника закупки опыта в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 2571.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Комиссия отмечает, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды работ, не может быть признано лицом, имеющим опыт самого объекта в целом, поскольку в силу положений ГК РФ окончательный результат выполненных работ передается заказчику генеральным подрядчиком, при этом именно генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда.
Указанный вывод соответствует позиции ФАС России по делу N 22/44/93/308 от 11.10.2022.
Дагестанского УФАС считает, что договор субподряда не может являться подтверждением опыта выполнения работ, поскольку Постановлением N 2571 предусмотрено подтверждение опыта представлением сведений об исполненном контракте участника закупки, то есть в том случае, когда участник закупки является генеральным подрядчиком, лицом, с которым заказчик подписывает акты выполненных работ. Таким образом, договор субподряда не может свидетельствовать о том, что выполненные Заявителем работы в рамках гражданско-правовых отношений с иным участником закупки исполнены в полном объеме и с надлежащим качеством.
Кроме того, Комиссия считает возможным применить к рассматриваемому делу позицию Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), изложенной в письме ФАС России N МЕ/51304/19В от 19.06.2019 г., согласно которой наличие договора субподряда не может являться подтверждением опыта в целях применения Постановления N 2571.
Аналогичная позиция в отношении подтверждения участником закупки соответствия дополнительным требованиям о наличии опыта выполнения соответствующих работ отражена в письме Минфина России N 24-05-05/105842 от 03.12.2020 г
Согласно подп. а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в т.ч. непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия комиссии Уполномоченного органа в части признания заявки Заявителя не соответствующий требованиям извещения о проведении Конкурса, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба Заявителя не обоснована.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Заявителя признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 24 октября 2023 г. N 005/06/106-2417/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023