Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Барион", Гавриловой Алены Владимировны, с использованием ВКС;
от заказчика - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю", Красиловой Елены Сергеевны, Семеновой Марины Викторовны;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО "Барион" на действия комиссии по осуществлению закупок N 0117100001923000264 Поставка лекарственных препаратов (ГИДРОХЛОРОТИЗИД, МЕТОПРОЛОЛ, МОКСОНИДИН, СОТАЛОЛ, ИНДАПАМИД, ЭНАЛАПРИЛ) НА 2024 ГОД, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "Барион" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на действия комиссии по осуществлению закупок N 0117100001923000264 Поставка лекарственных препаратов (ГИДРОХЛОРОТИЗИД, МЕТОПРОЛОЛ, МОКСОНИДИН, СОТАЛОЛ, ИНДАПАМИД, ЭНАЛАПРИЛ) НА 2024 ГОД.
В обоснование жалобы заявитель указал что, комиссией по осуществлению закупок Заказчика совершена ошибка при вынесении решения об отклонении заявки Заявителя по причине применения ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 1289 при закупке лекарственных препаратов, по шести МНН (международными непатентованными наименованиями). В данном случае применение Постановления N 1289 невозможно ввиду закупки препаратов с различными шестью МНН (международными непатентованными наименованиями).
На основании изложенного, просит приостановить размещение аукциона в электронной форме N 0117100001923000264 в части заключения контракта, провести внеплановую проверку электронного аукциона N 0117100001923000264, признать настоящую жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены итогового протокола и пересмотра заявок.
Представитель заказчика соглашаются с мнением ООО "Барион". Указывают на то, что комиссией действительно было допущено неправомерное нарушение, однако умысла на незаконное отклонение участника у Заказчика не имелось.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
29.09.2023 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - 29.09.2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и электронной площадке http://www.rts-tender.ru/ размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0117100001923000264.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Условия, запреты и ограничения допуска при закупке лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных (ЖНВЛП) в рамках 44-ФЗ регулируются Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289).
Исходя из установленных требований Постановления N 1289, его применение возможно только при соблюдении следующих требований:
- закупаемый лекарственный препарат должен входить в установленный перечень ЖНВЛП;
- предметом одного контракта (одного лота) должен быть лекарственный препарат с одним международным непатентованным наименованием (МНН) или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием;
- наличие отклоненной заявки, имеющей предложение о поставке лекарственных препаратов (в рамках одного МНН), происходящих из иностранных государств, при условии, что имеется не менее 2-х заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки (документации о закупке) и одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В п. 1 Письма ФАС России от 19.02.2016 N ИА/10439/16 "По вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что согласно пункту 1 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием (далее - МНН)), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, действие Постановления N1289 не распространяется на случаи закупки лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями.
Также, согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Существуют особенности объединения в одну закупку лекарственных препаратов, медицинских изделий согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление N 929) установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере:
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. рублей;
2,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. рублей до 5 млрд. рублей;
5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. рублей.
Исходя из того, что у Заказчика объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году составил менее 500 млн. рублей, он имеет право объединить 6 указанных в извещении МНН (международными непатентованными наименованиями) в одну закупку (один лот).
Между тем, Заказчиком неправомерно установлены ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением N 1289 при закупке лекарственных препаратов, по шести МНН (международными непатентованными наименованиями), поскольку применение Постановления невозможно, ввиду объединения в 1 закупку препаратов с различными шестью МНН (международными непатентованными наименованиями).
Комиссия по осуществлению закупки при рассмотрении заявок руководствовалась установленными требованиями извещения проведения электронного аукциона.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Барион" необоснованной;
2. Признать в действиях нарушение п.1 постановления Правительства N 1289;
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушения в сфере контрактной системы.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 октября 2023 г. N 022/06/49-1260/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023