Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - Администрации города Белокуриха Алтайского края : Тепловой Н.П.;
от ООО "Бентонит-Сибирь": Ершова Д.В.;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Администрации г. Белокуриха Алтайского края о включении сведений об ООО "Бентонит -Сибирь" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по благоустройству входной группы терренкура "Старая мельница" (устройство основания для покрытия площадки), согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика Администрации города Белокуриха Алтайского края (далее- Заказчик, Администрация) о включении сведений об ООО "Бентонит-Сибирь" (далее - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта результатам закупки N 0317300019823000055 "Благоустройство входной группы терренкура "Старая мельница" (устройство основания для покрытия площадки)".
Представитель Заказчика пояснила, что Подрядчик к исполнению контракта не преступил, работы на объекте не ведутся, не исполнены пункты 6,7, технического задания (Приложение N 1 к контракту).
На основании изложенного просила включить ООО "Бентонит-Сибирь в реестр недобросовестных поставщиков".
Представитель ООО "Бентонит-Сибирь" просил не включать Общество в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик систематически нарушал требования законодательства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам:
08.09.2023 в единой информационной системе (ЕИС) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300019823000055 Благоустройство входной группы терренкура "Старая мельница" (устройство основания для покрытий площадки).
По результатам протокола подведения итогов от 17.08.2023 г. ООО "Бентонит-Сибирь" было признано победителем электронного аукциона.
28.08.2023 г. между Администрация города Белокуриха Алтайского края и ООО "Бентонит- Сибирь" был закончен муниципальный контракт N 49 (далее- Контракт) о нижеследующем:
Подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить работу по благоустройству входной группы терренкура "Старая мельница" (устройство основания для покрытий площадки) (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1.1 Контракта).
Цена Контракта составляет 1 964 424 (один миллион девятьсот шестьдесят четыре тысячи четыреста двадцать четыре) рублей 88 копеек, включая налог на добавленную стоимость (20%): 327 404 (триста двадцать семь тысяч четыреста четыре) рубля 15 копеек.
Согласно пункту 4.1 Контракта, срок выполнения работ - 30 календарных дней с даты подписания Контракта.
Таким образом, работы должно быть выполнены Подрядчиком до 26.09.2023 г.
Пунктами 6,7 Приложения N 1 к Контракта было установлено:
6.Требования к выполняемым работам:
В течение 5-х календарных дней с момента заключения контракта "Подрядчику" необходимо:
- назначить ответственное лицо за исполнение Контракта, за качественное производство работ на объекте и сроками выполнения согласно условиям Контракта, за осуществление контроля, технику безопасности в рабочие дни проведения технических совещаний (по согласованию с Заказчиком) для оперативного решения возникающих вопросов.
- получить ордер на производство земляных работ;
- разработать схемы временной организации пешеходного движения и ограждения мест производства работ, согласовав данные схемы с заказчиком;
- выполнить установку элементов временной организации пешеходного движения и мероприятия по ограждению мест производства работ на объекте в соответствии со схемами;
- выполнить изготовление и установку паспорта объекта. Информационную часть, тип и оформление согласовать с "Заказчиком";
- определить и согласовать с "Заказчиком" места для размещения материалов и оборудования;
Работы должны быть выполнены в соответствии с Российским законодательством, Проектной документацией, описанием объекта закупки и локально-сметными расчетами. Все выполняемые работы должны быть безопасными для жизни и здоровья людей в соответствии с действующим законодательством. Подрядчик, должен обеспечивать объект всеми видами материально-технических ресурсов в строгом соответствии с технологической последовательностью производства работ,
Работы должны быть выполнены в полном объеме в соответствии с действующими строительными нормами, и правилами:
- СП 48.13330.2019 Организация строительства. СНиП 12-01-2004;
-Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
- РД-11-02-2006 "Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения"
- РД 11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства"; Журналы приобретаются подрядчиком самостоятельно.
- П. 1.5 ст 52 ГК РФ
Подрядчику необходимо обеспечить:
-достаточное количество персонала и рабочих необходимых специальностей;
-своевременный вывоз строительного мусора на официальный полигон ТБО (с. Смоленское);
-содержание и уборку территории производства работ после окончания работ.
Работы должны выполняться в соответствии с технологической последовательностью производства работ, квалифицированными рабочими, которые должны быть оснащены соответствующими оборудованием и инструментами для выполнения работ.
Если в процессе производства работ будут выявлены дополнительные работы, не учтенные в Техническом задании, которые скажутся на качестве выполнения работ, либо создадут невозможность их завершения в срок, Подрядчик обязан письменно проинформировать о них Заказчика, не позднее 5 календарных дней с момента даты начала производства работ, указанной в контракте. При не предоставлении вышеуказанных сведений Подрядчик обязан данный вид работ выполнить за собственные средства (без увеличения стоимости Контракта)
Выполнить трехстадийную фотофиксацию работ: до начала выполнения работ, в процессе выполнения работ и после выполнения работ. Фотоматериалы по окончании работ передать Заказчику в составе исполнительной документации с указанием видов работ и даты производства работ.
7.Подрядчик до начала работ обязан:
- разработать, согласовать с собственниками инженерных сетей и утвердить ППР. Утвержденный ППР в течении 5 календарных дней после заключения контракта передать Заказчику в электронном виде в формате PDF.
В связи с выполнением работ по подведению электрических сетей, сетей водоснабжения и водоотведения до Объекта, а так же со стесненными условиями, необходимо проект производства работ самостоятельно письменно согласовать с организациями, осуществляющими работы на Объекте. Срок исполнения контракта рассчитан исходя из проведения необходимых согласований.
- в течении 5 календарных дней после заключения контракта разработать детализированный график производства работ и согласовать его с Заказчиком;
- на основании проектной документации подготовить и согласовать с Заказчиком перечень исполнительной документации;
- оформить акт-допуск у собственников сетей;
-устроить временные ограждения зоны работ;
- установить строительные вагончики передвижного типа, биотуалет;
- установить контейнеры для сбора мусора;
- ежедневно организовать вывоз и утилизацию отходов, образовавшихся при проведении работ (осуществляется силами и за счёт Подрядчика);
Результаты всех видов контроля должны быть обязательно зафиксированы в технической приемо-сдаточной документации.
В связи с тем, что Подрядчик к исполнению Контракта не преступил, 27.09.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Сведения об ООО "Бентонит-Сибирь" были направлены для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако, рассмотрев материалы дела, проведя внеплановую проверку, Комиссия не находит оснований для включения ООО "Бентонит - Сибирь" в реестр недобросовестных поставщиков в силу нижеследующего:
Согласно статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (часть 1).
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (часть 2).
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Однако, Проектная документация в описание объекта закупки не была включена, что не отрицается представителем Заказчика.
Следовательно, Заказчиком не выполнены требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Кроме того, в силу пункта 5.10 СНиП 12-01-2004 (СП 48.13330.2019), утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2019 N 861/пр (далее СП 48.13330.2019, перед началом выполнения работ на объекте лицо, осуществляющее строительство:
- получает от застройщика (технического заказчика) копию разрешения на строительство;
- получает от застройщика (технического заказчика) утвержденную проектную и рабочую документацию, утвержденную в производство работ (в полном объеме или поэтапно в соответствии с утвержденным графиком выдачи комплектов рабочей документации);
- принимает площадку для строительства по акту;
- согласовывает состав подрядных организаций с застройщиком (техническим заказчиком);
- заключает договоры со сторонними строительными лабораториями на выполнение видов испытаний, которые не могут быть выполнены в собственных строительных лабораториях;
- составляет акт-допуск о возможном совмещении производства работ при реконструкции объекта действующего предприятия;
- разрабатывает организационно-технологическую документацию;
- обеспечивает инженерную подготовку территории строительной площадки.
Пунктом 5.7 СП 48.13330.2019), рабочая документация (в том числе в составе информационной модели объекта) может разрабатываться и передаваться в производство работ в полном объеме или поэтапно в соответствии с утвержденным графиком выдачи комплектов рабочей документации.
Подтверждение факта соответствия комплектов рабочей документации требованиям действующих нормативных документов и утвержденной проектной документации осуществляется путем визирования ответственного лица застройщика (технического заказчика) (специалиста по организации строительства) и простановки штампа "В производство работ" с датой на каждом листе комплектов рабочей документации или подписанием указанной документации электронной подписью специалиста по организации строительства (при согласовании рабочей документации в форме электронных документов или в составе информационной модели) (пункт 5.8 СП 48.13330.2019).
Переданная 29.08.2023 г. Заказчиком проектная документация на благоустройство входной группы терренкура (том 1) не содержит визы ответственного лица застройщика, штампа, а так же дату на каждом листе комплектов рабочей документации.
Согласно части 1 статьи 747 ГК РФ, Заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Пунктом 7.9 СП 48.13330.2019 предусмотрено, что в случае осуществления строительства на основании договора застройщик (технический заказчик) передает строительную площадку подрядной организации (генеральной подрядной организации) как лицу, осуществляющему строительство, по акту. Площадь и состояние строительной площадки должны соответствовать условиям договора. Подрядная организация (генеральная подрядная организация) обеспечивает формирование временной инженерной и бытовой инфраструктуры площадки.
Акт о том, что земельный участок для строительства был предоставлен Подрядчику в материалах дела отсутствует.
Таким образом, Заказчик Подрядчику земельный участок не предоставил.
Следовательно, Подрядчик не смог осуществлять благоустройство территории и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно подпункту а) пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случае если выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Комиссия Алтайского краевого УФАС, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО "Бентонит-Сибирь" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного Контракта.
Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Подрядчиком условий Контракта.
Ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно условиям контракта, пунктами 10.1,10.2 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако, у Комиссии нет оснований для включения сведений об ООО "Бентонит-Сибирь" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по Алтайскому краю, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Бентонит-Сибирь".
2. Признать действия Заказчика - Администрации города Белокуриха Алтайского края, выразившиеся в нарушении части 3 статьи 7, пункта 8 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе неправомерными;
3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновного лица к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 октября 2023 г. N 022/10/104-1272/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023