Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - ИП Тожибаев З.П., заявитель, предприниматель) на действия муниципального учреждения "Центр финансово-экономического обеспечения учреждений культуры" Таврического муниципального района Омской области (далее - уполномоченное учреждение), муниципального казенного учреждения "Центр физической культуры и спорта" Таврического муниципального района Омской области (далее - заказчик, учреждение, МКУ "Центр физической культуры и спорта") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по устройству раздевалок для укрытия надземного типа на болтовых соединениях на основе мягкого покрытия для защиты от воздействия внешней окружающей среды в р.п. Таврическое (извещение N 0352300227223000028) (далее - электронный аукцион, закупка),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи директора МКУ "Центр физической культуры и спорта" Алина Рината Абаевича
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9485-ЭП/23 от 13.10.2023) жалоба заявителя на действия уполномоченного учреждения, заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем обжалованы положения извещения об осуществлении закупки, не соответствующие, по его мнению, требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 05.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0352300227223000028 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 5 580 252,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.10.2023 на участие в закупке подана одна заявка с идентификационным номером 115099757 (ИП Рязанов И.С.), признанная соответствующей требованиям извещения. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе закупка признана несостоявшейся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, установлено следующее.
По мнению заявителя, в нарушение статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) извещение об осуществлении закупки содержит дополнительные требования, предусмотренные пунктом 3 Постановления N 2571.
В частности в жалобе дословно указано: "Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Вопреки изложенному, извещение не содержит вышеуказанного требования к Участникам".
На запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/6373/23 от 13.10.2023) заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 9666-ЭП/23 от 18.10.2023), содержание которых сводится к отсутствию при осуществлении закупки нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия особо отмечает, что заявителем в жалобе не указанно какое именно, по его мнению, дополнительное требование не установлено в извещении об осуществлении закупки.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем не приведено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих реальность своих намерений на участие в спорной закупке, способности выполнить закупаемые работы, являющиеся предметом закупки, а также доводов в части нарушения прав и законных интересов предпринимателя обжалуемыми действиями (бездействием) субъекта контроля.
Учитывая изложенное, Комиссия признала довод жалобы необоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4.1. Пунктами 1 и 3 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Объектом закупки в соответствии с извещением об осуществлении закупки является "Устройство раздевалок для укрытия надземного типа на болтовых соединениях на основе мягкого покрытия для защиты от воздействия внешней окружающей среды в р.п. Таврическое".
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки" (далее - описание объекта закупки), входящим в состав извещения, работы выполняются в соответствии и в объеме, определенном локальным сметным расчетом (приложение к настоящему документу).
По определению, данному в пункте 10.26 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Из содержания извещения об осуществлении закупки, в том числе локальных смет следует, что заказчиком фактически закупаются работы по строительству некапитального сооружения (раздевалки), расположенного внутри имеющего у заказчика укрытия (ангара) с подведением к указанному сооружению инженерных коммуникаций (отопления, канализации, водоотведения и вентиляции).
Вместе с тем в нарушение пунктов 1 и 3 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки не содержит функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, указания на показатели объекта закупки (размеры раздевалок, душевых, санузлов, хозяйственных блоков), позволяющие определить соответствие закупаемых работ требованиям заказчика.
Извещение об осуществлении закупки также не содержит какие-либо планы, чертежи, эскизы, позволяющие определить внешний вид и расположение раздевалок, санузлов и т.п.
Из объяснений представителя заказчика следует, что данные условия будут согласованы с подрядчиком на этапе исполнения контракта. По мнению Комиссии, такой подход не соответствует вышеприведенным требованиям Федерального закона о контрактной системе и принципу эффективности осуществления закупок (статья 12 Федерального закона о контрактной системе).
4.2. Комиссия также отмечает, что при указании наименования товарного знака в локальных сметах, размещенных в составе извещения об осуществлении закупки, описанием объекта закупки должна быть также предусмотрена возможность замены такого товара на эквивалент (указанное соответствует судебной практике по делу N А40-241378/21, а также позиции ФАС России, изложенной в решении от 10.02.2023 по делу N 28/06/105-247/2023, письмах от 11.08.2020 N МЕ/68989/20, от 26.09.2019 N АК/84149/19).
В рассматриваемом случае локальные сметы содержали указание на конкретные товарные знаки, модели товаров, например:
- ТЕХНОБЛОК (позиции 18, 48 локальной сметы (электронный документ "Смета Раздевалка", позиции 15, 47 локальной сметы (электронный документ "Смета Раздевалка с хозблоком");
- ИЗОСПАН (позиции 8, 49 локальной сметы (электронный документ "Смета Раздевалка", позиции 18, 48 локальной сметы (электронный документ "Смета Раздевалка с хозблоком");
- ПИРИЛАКС (позиция 53 локальной сметы (электронный документ "Смета Раздевалка", позиция 51 локальной сметы (электронный документ "Смета Раздевалка с хозблоком") (указанный в решении перечень не является исчерпывающим).
При этом положениями извещения об осуществлении закупки не была предусмотрена возможность использования эквивалентного товара при выполнении работ по контракту, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4.3. В силу части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены в приложении к Постановлению N 2571 (далее - Дополнительные требования).
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к такому постановлению.
Абзацами третьим подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позицией 9 приложения к Постановлению N 2571 предусмотрена необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Учитывая, что объектом закупки (как выше было указано) являются работы по строительству некапитального сооружения, то к участникам закупку надлежало предъявить дополнительные требования, установленные позицией 9 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем в нарушение частей 2, 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 2571 указанные дополнительные требования заказчиком установлены не были.
4.4. Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.
Пунктом 9 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 9.1. статьи 22 Федерального закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Таким образом возможность применения проектно-сметного метода в рассматриваемом случае прямо предусмотрена Федеральным законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что заказчиком в обосновании начальной (максимальной) цены контракта установлено, в том числе следующее: "Для расчета начальной (максимальной) цены контракта использован проектно-сметный способ. Расчет НМЦК представлен в виде локального сметного расчета (Приложение к документу "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ"), составленные в соответствии с требованиями действующего законодательства".
Объектом закупки является строительство некапитального сооружения соответственно применение проектно-сметного метода при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта данной закупки не попадает под случаи, установленные частями 9 и 9.1 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия усматривает признаки нарушения части 6 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе контроль в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым передать данную информацию по подведомственности в Комитет финансов и контроля Администрации Таврического муниципального района Омской области для осуществления контроля в установленной сфере.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия Муниципального учреждения "Центр финансово-экономического обеспечения учреждений культуры" Таврического муниципального района Омской области, Муниципального казенного учреждения "Центр физической культуры и спорта" Таврического муниципального района Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по устройству раздевалок для укрытия надземного типа на болтовых соединениях на основе мягкого покрытия для защиты от воздействия внешней окружающей среды в р.п. Таврическое (извещение N 0352300227223000028).
2. Признать в действиях муниципального учреждения "Центр финансово-экономического обеспечения учреждений культуры" Таврического муниципального района Омской области муниципального казенного учреждения, "Центр физической культуры и спорта" Таврического муниципального района Омской области нарушение частей 2, 4 и 5 статьи 31, пунктов 1 и 3 части 1, части 2 статьи 33, пункта 12 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Муниципальному учреждению "Центр финансово-экономического обеспечения учреждений культуры" Таврического муниципального района Омской области, Муниципальному казенному учреждению "Центр физической культуры и спорта" Таврического муниципального района Омской области, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы рассмотрения жалобы в Комитет финансов и контроля Администрации Таврического муниципального района Омской области для осуществления контроля в части определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров |
Член Комиссии |
Е.С. Курленко |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 октября 2023 г. N 055/06/106-1132/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023