Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителей:
- от уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края по доверенности от 06.04.2022 N 3;
- от индивидуального предпринимателя Мартиросяна Романа Самвеловича по доверенности от 18.10.2023 N 19;
в отсутствие представителя заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края (о дате, времени и рассмотрения заказчик уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Мартиросяна Романа Самвеловича (далее также - ИП Мартиросян Р.С., заявитель) и материалы дела N027/06/106-1516/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ИП Мартиросян Р.С. на действия уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее также - уполномоченный орган), заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "ККЦО", заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку скоб хирургических, нерассасывающихся к инструменту сшивающему линейному Endo GIA Universal (Извещение от 15.09.2023 N 0122200002523003947).
Согласно доводам жалобы, заявитель не согласен с действиями комиссии по признанию ИП Мартиросян Р.С. уклонившимся от заключения контракта на поставку скоб хирургических, нерассасывающихся к инструменту сшивающему линейному Endo GIA Universal по закупке (Извещение от 15.09.2023 N 0122200002523003947) по основанию: невыполнение требования п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ (непредоставление обоснования предлагаемой цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий уполномоченным органом представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Уполномоченным органом для заказчика проведен электронный аукцион на поставку скоб хирургических, нерассасывающихся к инструменту сшивающему линейному Endo GIA Universal.
Извещение N 0122200002523003947 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.09.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 047 520,58 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 27.09.2023 в 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 29.09.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002523003947 от 29.09.2023, в ходе осуществления закупки поступило 6 заявок, все заявки признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 131 (ИП Мартиросян Р.С.), с ценовым предложением 18 694 297,60 рублей.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.10.2023 участник закупки - ИП Мартиросян Р.С. признан уклонившимся от заключения контракта по следующему основанию: Невыполнение участником закупки требований п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ (непредоставление обоснования предлагаемой цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Изучив материалы дела N 027/06/106-1516/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 настоящего Федерального закона.
Положениями ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрены обязательные антидемпинговые меры, направленные на соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок и на защиту заказчика в случае искусственного занижения цен при проведении конкурса и аукциона.
Ч. 9 названной статьи предусмотрено, что если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
В соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, - контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан;
В силу п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ указанное обоснование представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В силу ч. 4. ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с п. 1 ч. 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п. 2 ч. 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п. 2 ч. 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В силу ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Таким образом, в случае демпингового снижения цены контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения при проведении конкурса и аукциона, участник обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Перечень документов, предоставляемых участником в целях подтверждения предлагаемой цены контракта, не является закрытым. При этом право на определение достаточности документального подтверждения указанных обстоятельств предоставлено аукционной комиссии.
В рассматриваемом случае объектом закупки является поставка скоб хирургических, нерассасывающихся к инструменту сшивающему линейному Endo GIA Universal.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что победителем торгов направлено ценовое предложение в размере 18 694 297,60 рублей при начальной (максимальной) цене контракта 30 047 520,58 рублей (снижение составило 37,78 %).
Также установлено, что контракт Обществом подписан, а также представлена независимая гарантия от 12.10.2023 605543-23-EGB.
Вместе с тем, при подписании контракта участником закупки в качестве обоснования предлагаемой цены контракта приложены документы, которые не подтверждают обоснование предлагаемой цены контракта в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 37 закона N 44-ФЗ.
Перечень документов, предоставляемых участником в целях подтверждения предлагаемой цены контракта, не является закрытым. Однако при этом право на определение достаточности документального подтверждения указанных обстоятельств принадлежит закупочной комиссии, в частности комиссии уполномоченного органа. Указанное подтверждается судебной практикой, в том числе Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 21.04.2022 N Ф03-1009/2022 по делу N А73-11655/2021.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, среди прочего заявителем при подписании проекта контракта в качестве обоснования предлагаемой цены контракта по позиции 7 заявленного к поставке товара (Скоба хирургическая, нерассасывающаяся (Вид 7) [Код позиции КТРУ 32.50.50.190-00000312], Производитель "Ковиден ллс", США) представлена копия документа "ALKID", не подтверждающего возможность поставить предлагаемый заявителем товар.
Так, вышеуказанная копия документа не содержит адресата, в отношении которого он выдан, цену товара, какие-либо сведения, позволяющие соотнести информацию к спорной закупке, не подтверждает возможность участника закупки осуществить поставку товара по рассматриваемой закупке по предложенной цене, равно как и не подтверждает каких-либо правоотношений с заявителем, тем самым, не соответствует смыслу положений ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.
Также указанный документ не является гарантийным письмом от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, как это предусмотрено ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.
Каких-либо иных документов и расчетов, разъясняющих порядок формирования цены товара и подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по позиции 7 в заявленном количестве по предлагаемой цене, сниженной более чем на 25% от начальной максимальной цены контракта, заявителем не представлено.
Таким образом, не является достаточным документальным подтверждением обоснования предлагаемой им цены контракта, как того требует действующее законодательство.
На основании изложенного Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что из представленных заявителем документов членам комиссии невозможно было сделать однозначный вывод о возможности участника закупки осуществить в полном объеме поставку предложенного им товара по предлагаемой цене, сниженной более чем на 25% от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.10.2023 участник закупки - ИП Мартиросян Р.С. признан уклонившимся от заключения контракта по следующему основанию: Невыполнение участником закупки требований п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ (непредоставление обоснования предлагаемой цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Положения ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ прежде всего направлены на дополнительную защиту заказчика при закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, срыв поставки которых может привести к негативным последствиям.
Общество не исполнило свою обязанность в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, не представило обоснование предложенной им цены контракт в частности по позиции 7 и, следовательно, в соответствии с прямым требованием Закона N 44-ФЗ законно признано уклонившимся от заключения контракта на поставку скоб хирургических, нерассасывающихся к инструменту сшивающему линейному Endo GIA Universal (Извещение от 15.09.2023 N 0122200002523003947).
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Мартиросян Р.С. на действия комиссии по признанию заявителя уклонившимся от заключения контракта на поставку скоб хирургических, нерассасывающихся к инструменту сшивающему линейному Endo GIA Universal (Извещение от 15.09.2023 N 0122200002523003947) по основанию: невыполнение требования п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ (непредоставление обоснования предлагаемой цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 октября 2023 г. N 7-1/282 (ключевые темы: участники закупок - электронная торговая площадка - цена - протокол разногласий - информационная система)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023