Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя Камчатского УФАС России Фисенко Е.В.,
членов Комиссии:
- начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковалевой С.В.,
в присутствии представителей заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Единая дирекция по строительству объекта "Камчатская краевая больница" (далее - Заказчик): Чистяковой М.Н. (по приказу от 03.07.2023 N 155-к), Семенова В.В. (по доверенности от 18.10.2023), Селютина М.Ю. (по доверенности от 18.10.2023), Ефремовой Н.А. (по доверенности от 18.10.2023),
в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Руднева Игоря Вадимовича (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении путем электронного аукциона подрядчика на выполнение работ по подготовке проектной документации, инженерных изысканий и выполнению строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства "Фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Тигильский муниципальный район, с. Хайрюзово. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Тигильская районная больница" (закупка N 0838500000523000004), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводилась процедура определения путем электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ подрядчика на выполнение работ по подготовке проектной документации, инженерных изысканий и выполнению строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства "Фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Тигильский муниципальный район, с. Хайрюзово. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Тигильская районная больница" (закупка N 0838500000523000004) (далее - Закупка). Извещение с приложением электронных документов размещено в единой информационной систем (далее - ЕИС) 06.10.2023. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 51 718 250,00 рублей.
16.10.2023 в Камчатское УФАС России поступила поданная через ЕИС 13.10.2023 жалоба Заявителя на действия Заказчика, который по мнению Заявителя:
1) неправомерно установил требование к участникам Закупки об их одновременном членстве в саморегулируемых организациях (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в отношении объектов капитального строительства,
2) при составлении проекта контракта не применил условия типового контракта, соответствующие предмету Закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 данного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 63 статьи 112 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.
Согласно извещению о Закупке участник закупки (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), должен являться членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в отношении объектов капитального строительства.
"В случае отсутствия сведений об участнике закупке в Едином реестре сведений о членах СРО и их обязательствах, заявка такого участника закупки отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ".
При этом в извещении о Закупке установлено, что "наименование объекта закупки - фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Тигильский муниципальный район, с. Хайрюзово. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Тигильская районная больница" (далее - Объект).
В пункте 1.5 раздела 1 "Предмет Государственного контракта" проекта контракта установлено, что "Результатом выполненной работы по настоящему Контракту является Объект, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод его в эксплуатацию".
Следовательно, результатом выполнения работ по контракту является ввод объекта капитального строительства, предусмотренного извещением о Закупке, в эксплуатацию, соответственно участники закупки должны быть членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в отношении объектов капитального строительства.
Таким образом, установление требования о членстве участников Закупки также в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, не согласуется с условием о необходимости соблюдения принципа обеспечения конкуренции, в рамках которого не допускается установление требований, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупки, и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Комиссия, изучив проект контракта, установила, что проект контракта содержит условия, которые не противоречат типовым условиям контакта на выполнение работ по капитальному ремонту, предусмотренные Постановление N 1066.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.
Довод жалобы N 2 не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 16.3 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае включения в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 данного Федерального закона в описание объекта закупки типовой проектной документации предметом контракта могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству объекта капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 (далее - Постановление N 563) определены порядок и основания заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (вместе с "Правилами заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства" (далее - Правила), "Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства" (далее - Положение).
В силу пункта 2 Правил контракт заключается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при наличии следующих оснований:
а) получено заключение по результатам проведенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта;
б) решение о заключении контракта принято Правительством Российской Федерации или главным распорядителем средств федерального бюджета (по согласованию с субъектом бюджетного планирования, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является субъектом бюджетного планирования) - в отношении объектов капитального строительства федеральной собственности, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации - в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или главой муниципального образования - в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Согласно извещению о Закупке: "способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ".
Вместе с тем, в описании объекта Закупки типовая проектная документация отсутствует.
Следовательно, закупка работ по подготовке проектной документации, инженерных изысканий и выполнению строительно-монтажных работ по Объекту должна осуществляться в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, в порядке и по основаниям, предусмотренным Постановлением N 563.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что основанием для осуществления Закупки явилось постановление Правительства Камчатского края от 28.11.2022 г. N 612-П "Об утверждении Инвестиционной программы Камчатского края на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов и прогнозный период 2026-2027 годов", при этом заключение по результатам проведенного в порядке, установленном Положением, технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию Объекта, в отношении которого планируется заключение контракта, отсутствует, решение о заключении контракта, принятое высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, отсутствует.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика отсутствовали основания, предусмотренные Постановлением N 563, для заключения контракта в порядке, установленном данным Постановлением.
Следовательно, Заказчик, объединив в один предмет контракта выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию Объекта без учета основания и порядка заключения такого контракта, установленного Постановлением N 563, нарушил тем самым часть 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части довода N 1.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, части 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Закупке не подано ни одной заявки и электронный аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении данных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии __________________ Е.В. Фисенко
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ С.А. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 19 октября 2023 г. N 041/06/106-430/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023