Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
__.. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,
___ - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
__..- член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
муниципального заказчика - Комитета по управлению городским и дорожным хозяйством Администрации Великого Новгорода - председателя __.,
уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода - __.. (доверенность N 224 от 16.01.2023),
в отсутствии подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ ПЛАСТ", который надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ ПЛАСТ" (173014, Великий Новгород, ул. Студенческая, д. 14, офис 8; далее - ООО "СТРОЙ ПЛАСТ", Общество) на действия муниципального заказчика - Комитет по управлению городским и дорожным хозяйством Администрации Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 20/10; далее - Комитет, Заказчик) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова Волосова, д. 13; далее - КУМИ и ЗР Великого Новгорода) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по эксплуатации электрооборудования и сетей наружного освещения Великого Новгорода, извещение N 0350300011823000220 о проведении которого было в редакции N ИИ1(ред. N 2) размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 28.09.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
16.10.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "СТРОЙ ПЛАСТ" на действия муниципального заказчика - Комитета при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - КУМИ и ЗР Великого Новгорода закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по эксплуатации электрооборудования и сетей наружного освещения Великого Новгорода, извещение N 0350300011823000220 о проведении которого было в редакции N ИИ1(ред. N 2) размещено на официальном сайте 28.09.2023 (вх. N 5984-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. Заказчиком в Приложение N 2 к извещению о проведении закупки "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" (далее - Приложение N 2), а именно в Локальном сметном расчете N ЛСР-01 установлено требование предоставить для выполнения работ следующий товар:
103 |
ФЕРм08-02-369-01 |
|
Светильник, устанавливаемый вне зданий с лампами: накаливания |
шт. |
20 |
20 |
|
|
|
|
(0) |
|
|
||||||||
104 |
кп |
|
GALAD Триумф LED-100-ШБ/К50 (15000/740/RAL9023/0/ORS2/GEN1) |
Шт. |
20 |
20 |
22 800 |
42 776,8 |
10,66 |
456 000 |
|
|
|
Заказчик не указал информацию о возможности предоставления аналогичного товара.
2. Заказчик установил характеристику товара в ТЗ "Тип кривой силы цвета" -Ш-широкая, не в соответствии с техническим паспортом производителя, указанного в локальном сметном расчете светильника, а также использовал при описании объекта закупки государственный стандарт, относящийся ко всем видам светильников, не только для городской среды, таким образом заказчик ограничил конкуренцию при проведении закупки.
3. Инструкция в Приложение N 3 к извещению о проведении закупки (далее - Инструкция) и информация, указанная в Приложение N 1 к извещению о проведении закупки (далее - ТЗ) противоречат друг другу, а именно:
|
|
Номинальное значение цветовой температуры, К |
|
|
|
|
|
4000 или 4500 или 5000 |
К |
Показатель устанавливается в связи с необходимостью создания единого архитектурного облика и цветовой схемы при освещении города |
Согласно вышеуказанной Инструкции данный показатель (установлен в отношении всех трех типов светильников) должен быть неизменяемым, что противоречит техническим характеристикам товаров.
|
|
|
Номинальная Коррелированная цветовая температура, ( К ) |
|
|
|
Не менее 3710 |
|
|
К |
ГОСТ |
|
|
коэффициента формы кривой силы света - Кф |
|
|
|
Не менее 1,5 |
|
|
Кф |
ГОСТ |
|
|
|
Световая отдача, Лм/Вт |
|
|
|
|
не менее 150 |
|
Лм/Вт |
Показатель установлен в связи с необходимостью получения определенного уровня энергоэффектиности и экономии энергоресурсов, ГОСТ |
Заказчиком установлены только одни границы диапазона, что лишает возможности участников закупки указать вышеуказанные характеристики.
4. Податель Жалоба считает, что ТЗ содержит неправомерные характеристики товара, значения по которым становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что свидетельствует об ограничении круга участников в закупке.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Согласно письменным возражениям муниципального заказчика (вх. N 6107/23 от 19.10.2023 Новгородского УФАС России), с доводами Жалобы он не согласен по следующим основаниям.
1. Извещение о проведении закупки содержит Приложение N 2, которое представлено в виде локально-сметного расчета, задача которого обеспечить обоснование достоверной начальной стоимости закупки и не определяет требования к техническим характеристикам поставляемого товара.
2. Заказчиком установлены требования в соответствии с действующим ГОСТ 34819-2021 "Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ 34819-2021), который в свою очередь включает важные для заказчика характеристики в том числе для светильников утилитарного наружного освещения.
3. Инструкция составлена в общедоступном формате, в тексте дано однозначное описание по заполнению заявки в зависимости от столбца в котором он расположен с разбивкой на смысловые абзацы. В ТЗ заказчиком целенаправленно установлена оспариваемая характеристика и указано ее обоснование, так как именно эти указанные конкретные значения к товарам удовлетворяют потребностям заказчика, при этом "номинальное значение цветовой температуры" может быть 4000 К или 4500 К или 5 000 К. Предварительный анализ показал наличие на рынке товаров с идентичными характеристиками, описанными в ТЗ, но разной цветовой температурой света светодиодных светильников.
Кроме того, согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, в случае, если в ТЗ при установлении заказчиком значений (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9 которые определяются диапазоном, с использованием слов и знаков "не менее", "не ниже", знак "" - (более или равно), "более", "до" - (менее), "выше", "от" - (более), "не
" - (не менее и не равно), знак ">" - (более), "не более", "не выше", знак "
" - (менее или равно), "менее", "ниже", "не
" - (не более и не равно), знак "<" - (менее) в том числе в комбинации с разными формами слов "должен", "должен быть", участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара (конкретные значения верхней и нижней границ диапазона), соответствующий установленным требованиям без использования вышеуказанных слов и знаков (Например "1-99").
Нижняя и верхняя граница диапазона значений, должна соответствовать требованиям настоящего технического задания и требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом участнику для удовлетворения требований заказчика необходимо указать нижнюю или верхнюю границу показателя исходя из требований государственных стандартов, перечисленных в ТЗ.
Также у подателя Жалобы не было интереса участвовать в закупке, его права не были нарушены.
4. При заполнении первой части заявки участнику закупки не требуется проводить испытания, а достаточно указать характеристики и значения показателей характеристик товара в соответствии с требованиями Извещения, показатели и характеристики в которой соответствуют техническим регламентам и требованиям в области стандартизации.
С учетом изложенного, заказчик считает Жалобу необоснованной.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель заказчика поддержал возражения на Жалобу в полном объеме. И дополнительно просил учесть, что при подготовке к закупке, заказчиком был проведен анализ имеющихся в наличии светодиодных светильников, после которого было принято решение о том, что потребность заказчика заключается в светильниках с одной из характеристик "Номинальное значение цветовой температуры" - 4 000 или 4 500 или 5 000 К. Исполнитель может заказчику предоставить светильник с вышеуказанной характеристикой на выбор.
Уполномоченный орган - КУМИ и ЗР Великого Новгорода направил в адрес Новгородского УФАС России письмо (вх. N 6060 от 18.10.2023), согласно которому в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд, утвержденным постановлением Администрации Великого Новгорода от 07.02.2014 N 773, заказчик разрабатывает и утверждает извещение о закупке. Обжалуемые действия не относятся к компетенции уполномоченного органа.
Присутствовавшая на заседании Комиссии представитель уполномоченного органа поддержала позицию Заказчика, а также добавила, что по рассматриваемой закупке не поступало запросов на разъяснение положений извещения о проведении закупки. На участие в рассматриваемой закупке поступило 2 заявки.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В сентябре-октябре 2023 года муниципальным заказчиком - Комитетом совместно с уполномоченным органом - КУМИ и ЗР Великого Новгорода осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по эксплуатации электрооборудования и сетей наружного освещения Великого Новгорода, извещение N 0350300011823000220 о проведении которого было в редакции N ИИ1(ред. N 2) размещено на официальном сайте 28.09.2023, начальная (максимальная) цена контракта - 41 009 819,70 рублей (далее - НМЦК).
В соответствии с часть 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Представленное в уполномоченный орган для размещения на официальном сайте извещение о проведении настоящего электронного аукциона в последней редакции (далее - Извещение) было утверждено председателем Комитета _.. 28.09.2023.
1. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Заказчиком обоснование НМЦК представлено в Приложении N 2, а именно в виде локальных сметных расчетах, оспариваемое подателем Жалобы наименование товара указано в Локальном сметном расчете N ЛСР-01 в позиции N 104 "Светильник, устанавливаемый вне зданий с лампами накаливания GALAD Триумф LED-100-ШБ/К50 (15000/740/RAL9023/0/ORS2/GEN1)".
Задача вышеуказанного локального сметного расчета заключается в обосновании НМЦК, а не в описании объекта закупки и определении требований к техническим характеристикам товаров.
Описание объекта закупки приведено в ТЗ, которое не содержит указаний на товарные знаки поставляемых светильников.
Данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 3.2. Извещения описание объекта закупки содержится в ТЗ.
ТЗ представлено заказчиком в виде Дефектных ведомостей и Приложения N 1 к нему (далее - Приложение N 1 ТЗ), в котором указаны функциональные, технические и качественные характеристики (показатели), эксплуатационные характеристики товара, поставляемого при выполнении работ (оказания услуг), состоящее из 12 столбцов.
Заказчиком в столбце 12 Приложения N 1 ТЗ (Основание для установления требования показателей (характеристик) товара, примечания) указано наличие технических характеристик товара по требованию ГОСТ Р 34819-2021, следовательно, заказчик сам подтверждает, что товар должен соответствовать указанному стандарту.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
При этом, в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в столбце 12 Приложение N 1 ТЗ (Основание для установления требования показателей (характеристик) товара, примечания) даны обоснования использования дополнительных характеристик или же указано, что при описание объекта закупки использовались характеристики, содержащиеся в ГОСТ Р 34819-2021, а именно оспариваемая подателем Жалобы характеристика:
- тип кривой силы света - Ш - широкая (позиция N 2 Приложение N 1 ТЗ).
Согласно характеристикам, указанным в Таблице 2 подпункта 4.1.1 пункта 4.1 Раздела 4 "Классификация светильников по типу кривой силы света" ГОСТа 34819-2021 типу кривой силы света "Широкая" соответствует характеристика "Зона направлений максимальной силы света - от 55 градусов - до 85 градусов.
Аналогичная характеристика установлена Заказчиком по указанной позиции.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно быть в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком не нарушены положения Закона о контрактной системы, так как оспариваемые характеристики имеют обоснование или же содержаться в положениях ГОСТа Р 34819-2021, что следует и из письменных возражений заказчика, а именно указанный ГОСТ содержит важные для заказчика характеристики в том числе для светильников для освещения магистралей, улиц, велосипедных дорожек, тротуаров и пешеходных зон, и дорог вне населенных пунктов, непосредственно связанных с предметом закупки.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).
При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Устанавливая вышеуказанные оспариваемые в Жалобе требования к предмету закупки в ТЗ, заказчик не совершает действий, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупки, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности Заказчика, а характеристики закупаемых светильников являются для него значимыми исходя из его потребностей.
Соответственно, настоящий довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как уже указывалось согласно пункту 3.2 Извещения, описание объекта рассматриваемой закупки содержится в ТЗ.
Приложение N 1 ТЗ представлено ТЗ представлено в виде таблицы, состоящей из 12 столбцов со следующими наименованиями:
- N п/п (столбец 1);
- наименование товара (столбец 2);
- количество (столбец 3);
- показатель (характеристика) товара (столбец 4);
- минимальное значение показателя (столбец 5);
- максимальное значение показателя (столбец 6);
- показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений (столбец 7);
- нижняя граница диапазона (столбец 8);
- верхняя граница диапазона (столбец 9);
- показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться (столбец 10);
- единицы измерения (столбец 11);
- основание для установления требования показателей (характеристик) товара, примечания (столбец 12).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, также является документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Во исполнение требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе вышеупомянутая Инструкция приведена муниципальным заказчиком в пункте 3 Приложения N 3.
Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая заявки на участие в ней, должны учитывать не только содержащиеся в ТЗ требования к товару и работам, но и положения Инструкции.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
3.1.Приложение N 1 ТЗ среди прочих технических характеристик подлежащих поставке товаров называет показатель "Номинальное значение цветовой температуры", в столбце 10 (показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться) устанавливает его неизменяемое значение "4000 или 4500 или 5000 К", а в столбце 12 (основание для установления требования показателей (характеристик) товара, примечания) приводит следующее обоснование "показатель устанавливается в связи с необходимостью создания единого архитектурного облика и цветовой схемы при освещении города" (по позициям 1-3).
Согласно подпункту 4 пункта 3.7. Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению, установленному заказчиком.
Следовательно, участники закупки должны указать характеристику товаров именно в таком же неизменном виде, в котором ее установил заказчик. Заказчик в своих письменных возражениях указывает на то, что именно вышеуказанные конкретные характеристики товара дает право участникам закупки поставить товар по всем трем позициям с соблюдением всех других характеристик, при этом оспариваемая характеристика может быть 4 000 К или 4 5 00 К или 5 000 К.
3.2. Приложение N 1 ТЗ среди прочих технических характеристик подлежащих поставке товаров называет показатели по позиции:
- "номинальная коррелированная цветовая температура", а в столбце 8 (нижняя граница диапазона) устанавливает его значение "не менее 1,5 Кф" (по позициям 1-3);
- "коэффициент формы кривой силы света", в столбце 8 (граница диапазона) устанавливает его значение "не менее 1, 5 Кф" (по позициям 1-3);
- "Световая отдача", в столбце 9 (верхняя граница диапазона) устанавливает его значение "не менее 150 Лм/Вт" (по позициям 1-3).
Согласно подпункту 3 пункта 3.7 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9 которые определяются диапазоном, с использованием слов и знаков "не менее", "не ниже", знак "" - (более или равно), "более", "до" - (менее), "выше", "от" - (более), "не
" - (не менее и не равно), знак ">" - (более), "не более", "не выше", знак "
" - (менее или равно), "менее", "ниже", "не
" - (не более и не равно), знак "<" - (менее) в том числе в комбинации с разными формами слов "должен", "должен быть", участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара (конкретные значения верхней и нижней границ диапазона), соответствующий установленным требованиям без использования вышеуказанных слов и знаков (Например "1-99").
Нижняя и верхняя граница диапазона значений, должна соответствовать требованиям настоящего технического задания и требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, в соответствии с характеристиками, указанными в Приложении N 1 ТЗ и вышеуказанной Инструкцией, для заказчика не имеет значение в одном случае нижняя граница диапазона, а во втором случае верхняя граница диапазона. Значение этих границ указывается участниками закупки в заявке на свое усмотрение, но при этом они должны быть указаны с соблюдением требований Инструкции.
Кроме того, на участие в рассматриваемой закупке поступило 2 заявки, запросов и предложении о разъяснении положений Извещения от участников закупки не поступало.
На основании вышеизложенного данный довод Жалобы также не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Как было установлено ТЗ соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При заполнении первой части заявки участнику закупки не требуется проводить испытания, а достаточно указать характеристики и значения показателей характеристик товара в соответствии с требованиями Извещения, показатели и характеристики в которой соответствуют техническим регламентам и требованиям в области стандартизации.
Данный вывод также подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 08.04.2019 N 307-ЭС19-3608 по делу N А66-16461/2017.
Податель Жалобы не указал какие именно испытания для определения каких именно значений характеристик каких именно товаров требуется, по его мнению проводить заказчику.
Следовательно, данный довод Жалобы нашел свое подтверждение.
Таким образом, Жалоба является полностью необоснованной.
При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Как было указано ранее, описание объекта закупки представлено заказчиком в виде Дефектных ведомостей и Приложения N 1 ТЗ.
Аналогичное по содержанию ТЗ содержится в приложении N 1 к Проекту контракта.
При этом, "Дефектная ведомость на аварийные и внерегламентные работы по эксплуатации электрооборудования и сетей наружного освещения" (далее - Дефектная ведомость N 2) и "Дефектная ведомость на вынос ВРУ (АППНО) (далее - Дефектная ведомость N 3) из действующей подстанции) требуют от подрядчика при выполнении работ использовать определенное технологическое оборудование, а именно:
- Погрузочные работы: Погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой экскаваторами ёмкостью ковша до 0,5 м3, перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъёмностью 10 т работающих вне карьера на расстояние: до 159 км (позиция N 1 Дефектной ведомости N 2);
- перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние: до 10 км (пункты 4, 9 Дефектной ведомости N 3)
Однако какого-либо обоснования необходимости применения именно этого оборудования при выполнении вышеуказанных работ Извещение не содержит.
Включение в Извещение (ТЗ) оборудования с вышеуказанными характеристиками ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ технику, функционально способную выполнять необходимые работы, но при этом обладающую иными характеристиками (экскаваторы с другой емкостью ковша, автомобили-самосвалы с иной грузоподъемностью).
Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика - Комитета содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них определенных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом муниципального контракта.
Допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушения, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные нарушение в части установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них определенных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом муниципального контракта, нарушает права победителя закупки, что дает основание для выдачи предписания об устранении указанного нарушения на этапе заключения контракта. При этом доказательств того, что указанное нарушение повлияло на результаты закупки и количество участников торгов не имеется, в связи с чем устранение указанного нарушения путем внесения изменений в Извещение не требуется.
Руководствуясь статьями 33, 42, 43, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ ПЛАСТ" (173014, Великий Новгород, ул. Студенческая, д. 14, офис 8) на действия муниципального заказчика - Комитета по управлению городским и дорожным хозяйством Администрации Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 20/10) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова Волосова, д. 13) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по эксплуатации электрооборудования и сетей наружного освещения Великого Новгорода, извещение N 0350300011823000220 о проведении которого было в редакции N ИИ1(ред. N 2) размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 28.09.2023, необоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - Комитета по управлению городским и дорожным хозяйством Администрации Великого Новгорода нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному заказчику - Комитету по управлению городским и дорожным хозяйством Администрации Великого Новгорода обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - Комитета по управлению городским и дорожным хозяйством Администрации Великого Новгорода.
Председатель Комиссии ____..
Члены Комиссии ____. ..
_____..
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 20 октября 2023 г. N 053/06/33-604/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023