Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_..
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области - _..
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Медпроф" - надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Медпроф" (301650, Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Садовского, д. 25/30, оф. 1; далее - ООО "Медпроф") на действия государственного заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9 Б; далее - ОСФР по Новгородской области) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению ребенка-инвалида слуховыми аппаратами костной проводимости, извещение N 0250100000123000176 о проведении которого было в редакции N ИИ1 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 16.10.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
18.10.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Медпроф" на действия государственного заказчика - ОСФР по Новгородской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению ребенка-инвалида слуховыми аппаратами костной проводимости, извещение N 0250100000123000176 о проведении которого было в редакции N ИИ1 размещено на официальном сайте 16.10.2023 (вх. N 6092-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные".
ГОСТ устанавливает допустимое отклонение указанных параметров. Однако такие значения не учтены заказчиком при установлении требований к усилению и ВУЗД 90, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В настоящее время при формировании технических и функциональных характеристик слуховых аппаратов заказчиком не учитываются допустимые отклонения, предусмотренные ГОСТом, а устанавливаются конкретные показатели.
Извещением о закупке установлено, что общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, должны соответствовать ГОСТ Р 51024-2012, но заказчик решил использовать нестандартные характеристики и показатели. Однако, заказчик не обосновал, почему указал характеристики не из стандарта.
2. Такой характеристикой, как количество каналов цифрового анализа и обработки звукового сигнала - не менее 17 каналов (включительно) обладает только один слуховой аппарат - Аппарат слуховой костной проводимости Ponto 3 (производитель ОАО "Исток Аудио Интернешнл").
Таким образом, требованиям заказчика соответствует только одна модель изделия определенного производителя медицинского оборудования, что ограничивает круг участников закупки.
Помимо указанного, действия государственного заказчика по описанию объекта закупки податель Жалобы также считает нарушением положений антимонопольного законодательства, так как описывая таким образом требования к подлежащим поставке слуховым аппаратам, государственный заказчик создает доминирующее положение для одного производителя данных медицинских изделий.
Учитывая все вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Необходимо отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.
С учетом изложенного, ООО "Медпроф" в случае наличия достаточных оснований имеет право подать соответствующее заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Суть представленных ОСФР по Новгородской области возражений на Жалобу (вх. N 6234-ЭП/23 от 24.10.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.
Рассматриваемая закупка проводится с целью обеспечения слуховыми аппаратами костной проводимости ребенка-инвалида.
Требования государственного заказчика к слуховым аппаратам в данном случае определены на основании заключения врача-сурдолога, выданного инвалиду для реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (копия заключения в материалы Жалобы представлена).
Соответствующее указание на это в описании объекта закупки приведено.
ГОСТ Р 51024-2012 позволяет устанавливать иные параметры слуховых аппаратов, не указанные в данном ГОСте.
Также государственный заказчик отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требования к заказчику документально подтверждать установленные им параметры при описании объекта закупки.
Кроме того, документы, подтверждающие установленные показатели подлежащих поставке слуховых аппаратов костной проводимости и нуждаемость конкретного получателя в них, являются медицинскими документами, содержащими персональные данные получателя услуг.
С учетом изложенного, государственный заказчик считает содержащееся описание объекта закупки соответствующим требованиям Закона о контрактной системе, а доводы Жалобы - необоснованными.
Присутствовавшие на заседании Комиссии представители государственного заказчика поддержали возражения на Жалобу в полном объеме.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В октябре 2023 года государственным заказчиком - ОСФР по Новгородской области осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению ребенка-инвалида слуховыми аппаратами костной проводимости.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Размещенное на официальном сайте извещение о проведении электронного аукциона утверждено _.. (далее - Извещение).
1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.
Согласно Извещению объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обеспечению ребенка-инвалида слуховыми аппаратами костной проводимости.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки содержится в приложенном к Извещению Техническом задании (далее - ТЗ), показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным государственным заказчиком требованиям, ОСФР по Новгородской области приведены в содержащейся в ТЗ таблице.
Согласно данному разделу ТЗ среди прочих характеристик (показателей) подлежащих поставке слуховых аппаратов костной проводимости государственным заказчиком установлены следующие показатели и требования к их значениям:
"максимальный выходной уровень силы при входном уровне звукового давления, равном 90 дБ (ВУС при 90 дБ ВУЗД)" - "не менее 124 дБ".
Согласно ТЗ подлежащие поставке слуховые аппараты костной проводимости должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51024-2012.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 51024-2012 настоящий стандарт распространяется на носимые слуховые аппараты индивидуального пользования с электронным усилением, предназначенные для слухопротезирования по воздушному и костному звукопроведению.
Согласно пункту 4.5 ГОСТ Р 51024-2012 в технических условиях на слуховые аппараты костного звукопроведения конкретных типов в зависимости от целевого назначения и объема реализуемых функций рекомендуется указывать следующие параметры:
а) значение полного УАМЧ;
б) частотную характеристику ВУС90;
в) максимальный ВУС90;
г) частотную характеристику наибольшего уровня силы;
д) нижнюю и верхнюю границы номинальной частотной характеристики наибольшего уровня силы;
е) глубину регулировки УАМЧ;
ж) основную частотную характеристику;
з) потребляемый ток;
и) изменение ВУС90 при изменении напряжения питания;
к) изменение УАМЧ при изменении напряжения питания;
л) изменение ВУС90 при изменении внутреннего сопротивления источника питания;
м) изменение УАМЧ при изменении внутреннего сопротивления источника питания.
При этом, в соответствии с пунктом 4.6 ГОСТ Р 51024-2012 в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
Таким образом, в силу положений пункта 4.6 ГОСТ Р 51024-2012 перечень технических характеристик и функций слуховых аппаратов костной проводимости, приведенных в пункте 4.5 указанного государственного стандарта, не является исчерпывающим, в связи с чем заказчики при осуществлении закупок слуховых аппаратов правомочны указывать в описании объекта закупки и иные показатели в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов, которые в силу указанного не могут рассматриваться в качестве нестандартных.
В соответствии с Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным Приказом Минтруда России от 27.04.2023 N 342н, слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: способность к общению, ориентации, обучению, трудовой деятельности.
Слуховые аппараты подбираются инвалиду и ребенку-инвалиду исходя из степени выраженности имеющихся у него стойких нарушений соответствующих функций организма, но не ниже степени выраженности нарушений функций, предусмотренных графой 4 перечня, с учетом условий использования в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.
Специалисты федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяют вид слухопротезирования (моно- или бинауральное) инвалидам как с изолированным нарушением сенсорных функций (слуха), так и с сочетанным нарушением сенсорных функций (зрения и слуха) по заключению специалиста в данной области (врача-сурдолога).
Содержащиеся в ТЗ требования к значениям показателей подлежащих поставке слуховых аппаратов костной проводимости, установлены государственным заказчиком на основании заключения врача-сурдолога от 13.06.2023, составленного по итогам обследования ребенка-инвалида.
Вопреки мнению подателя Жалобы, соответствующее указание на это в ТЗ приведено, в связи с чем указанные показатели и требования к их значениям являются обоснованными.
Так, в соответствии с ТЗ, "потребность заказчика была определена на основании рекомендаций и заключений врачей-сурдологов, выданных инвалидам для целей реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов. Предусмотренные в документации о проведении электронного аукциона технические и функциональные характеристики необходимы конечным пользователям для достижения максимального реабилитационного эффекта в части компенсации утраченного естественного слуха, а также для защиты остаточного слуха от резких воздействий шумов".
Учитывая изложенное, в данной части Жалоба является необоснованной.
2. По мнению подателя Жалобы, такой характеристикой как количество каналов цифрового анализа и обработки звукового сигнала - не менее 17, заказчик ограничил количество участников закупки возможностью предложения к поставке только слуховых аппаратов производителя ОАО "Исток Аудио Интернешнл".
Между тем, указанного значения характеристики описание объекта закупки не содержит.
Согласно ТЗ заказчиком установлено количество каналов цифрового обработки звукового сигнала - не менее 15.
Указанное значение показателя установлено государственным заказчиком на основании заключения врача-сурдолога от 13.06.2023, составленного по итогам обследования ребенка-инвалида.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).
Учитывая все вышеизложенное, ни один из доводов Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки в действиях государственного заказчика каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьями 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Медпроф" (301650, Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Садовского, д. 25/30, оф. 1) на действия государственного заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, 9Б) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению ребенка-инвалида слуховыми аппаратами костной проводимости, извещение N 0250100000123000176 о проведении которого было в редакции N ИИ1 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.10.2023, необоснованной.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 24 октября 2023 г. N 053/06/33-612/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023