резолютивная часть решения оглашена
25.10.2023, решение изготовлено 26.10.2023 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 19.10.2023 года N 345/23, на основании обращения заказчика МБОУ "Летошницкая СОШ" (вх. N 7022/23 от 19.10.2023) о включении сведений в отношении ИП "___." в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя Инспекции: "___."
Членов Инспекции: "__.."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика МБОУ "Летошницкая СОШ", индивидуального предпринимателя "___.",
в результате рассмотрения обращения заказчика МБОУ "Летошницкая СОШ" (вх. N 7022/23 от 19.10.2023) о включении сведений в отношении ИП "___." в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика МБОУ "Летошницкая СОШ" от исполнения муниципального контракта N 0827300000623000008 от 21.07.2023 на поставку школьной мебели, а также проводит проверку на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ИП "___.", а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком МБОУ "Летошницкая СОШ" требований Закона о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на поставку школьной мебели за N 0827300000623000008,
установила:
1. 21.07.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку школьной мебели за N 0827300000623000008.
2. Начальная (максимальная) цена контракта - 562 210,00 рублей.
3. На участие в электронном аукционе за N 0827300000623000008 было подано 2 (две) заявки.
4. Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.07.2023 NИЭА1 победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 114701894 (ИП "___."), с ценовым предложением 545343,70 руб, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
5. 11.08.2023 между заказчиком МБОУ "Летошницкая СОШ" и ИП "___." заключен контракт N 0827300000623000008 на поставку школьной мебели.
В соответствии с п. 3.1 заключенного контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 242732 Брянская обл. Жуковский район. д. Летошники, ул. Шоссейная, д. 59, с 08.30 до 17.00 в рабочие дни (с понедельника по пятницу) по согласованию с Заказчиком даты и времени поставки Товара, одной партией, с даты заключения контракта по 28.08.2023 г.
6. 18.09.2023 ИП "___." в адрес заказчика МБОУ "Летошницкая СОШ" направлено информационное письмо (исх. 139 от 18.09.2023), из содержания которого следует, что "в связи с большой загруженностью производства срок отгрузки товара согласно заключенному муниципальному контракту N 0827300000623000008 от 11.08.2023 переносится на ноябрь-декабрь 2023 года. Во избежание срыва исполнения контракта, для предотвращения конфликтных ситуаций и противоречий предлагаем расторгнуть его по соглашению сторон согласно п. 10.4 данного контракта".
7. 22.09.2023 года Заказчиком в адрес ИП "___." направлена претензия о нарушении сроков поставки (исх. 72 от 22.09.2023), согласно которому заказчик устанавливает новый срок поставки товара до 02.10.2023 включительно.
8. 05.10.2023 года Заказчиком в адрес ИП "___.". направлена повторная претензия о нарушении сроков поставки (исх. 76 от 22.09.2023), с указание о том, что Поставщик не исполнил свои обязательства ни в срок до 28.08.2023, ни в новый срок, установленный заказчиком до 02.10.2023. Кроме того, Заказчик направил требование о взыскании штрафных санкций и пени по контракту за N 0827300000623000008 от 11.08.2023.
9. 05.10.2023 заказчиком МБОУ "Летошницкая СОШ" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В основу решения об одностороннем отказе положен факт не поставки товара ни в срок до 28.08.2023, ни в новый срок, установленный заказчиком до 02.10.2023.
Указанное решение сформировано заказчиком МБОУ "Летошницкая СОШ" и направлено поставщику ИП "___." с использованием единой информационной системы 05.10.2023.
Датой вступления решения заказчика МБОУ "Летошницкая СОШ" об одностороннем отказе от исполнения контракта надлежит считать 16.10.2023.
Заказчиком МБОУ "Летошницкая СОШ" правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта за N 0827300000623000008 от 11.08.2023 на поставку школьной мебели, поскольку заказчиком соблюдены требования Закона о контрактной системе:
- части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктом 4.4.7 контракта установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством;
- ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, в связи с существенным нарушением поставщиком ИП "___." условий контракта, выразившихся в невыполнения надлежащим образом обязательств по поставке товара в полном объеме по контракту N 0827300000623000008 от 21.07.2023 с неоднократным нарушением установленных контрактом сроков, заказчик МБОУ "Летошницкая СОШ" 05.10.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение сформировано заказчиком посредством единой информационной системы в сфере закупок 05.10.2023, которое впоследствии 05.10.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику ИП "___.", в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 05.10.2023 является датой надлежащего уведомления поставщика ИП "___." об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 05.10.2023 является датой надлежащего уведомления поставщика ИП "___." об одностороннем отказе заказчика МБОУ "Летошницкая СОШ" от исполнения контракта за N 0827300000623000008 от 11.08.2023 на поставку школьной мебели, то, 16.10.2023 контракт считается расторгнутым.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Поскольку в течение десятидневного срока (05.102023-16.10.2023) поставщик ИП "___." не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то 16.10.2023 контракт считается расторгнутым.
Инспекция Брянского УФАС России, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ИП "___." в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком МБОУ "Летошницкая СОШ" в рамках заключенного контракта за N 0827300000623000008 от 11.08.2023 на поставку школьной мебели недобросовестного поведения поставщика ИП "___.".
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Так, пунктом 10.4 контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе: неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
В рассматриваемом случае заказчиком МБОУ "Летошницкая СОШ" 05.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта за N 0827300000623000008 от 11.08.2023 на поставку школьной мебели в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товара в объеме, указанном в спецификации к контракту.
В соответствии с п. 3.1 заключенного контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 242732 Брянская обл. Жуковский район. д. Летошники, ул. Шоссейная, д. 59, с 08.30 до 17.00 в рабочие дни (с понедельника по пятницу) по согласованию с Заказчиком даты и времени поставки Товара, одной партией, с даты заключения контракта по 28.08.2023 г.
Однако, в предусмотренный условиями контракта срок (до 28.08.2023), а также в период нового срока, данного заказчиком для исполнения обязательств по контракту за N 0827300000623000008 от 11.08.2023 (до 02.10.2023) ИП "___."не была осуществлена поставка школьной мебели.
ИП "___." в адрес Брянского УФАС России не направлены письменные пояснения, указывающие на наличие объективных препятствий к своевременной поставке товара, кроме того, на рассмотрение представитель поставщика ИП "___." не подключился, личную явку ИП "___." не обеспечил.
Согласно части 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, наступление которых повлекло не исполнение обязательств по рассматриваемому контракту, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не установлено. Отсутствие вины в неисполнении обязательства доказывается должником, однако, ИП "___.". не представлено в адрес Брянского УФАС России доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является, в том числе, такое поведение при исполнении муниципального контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Принимая решение об участии в процедуре определения поставщика и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
В рассматриваемом случае ИП "___.". не предпринял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, и не предпринял должных действий по поставке товара согласно условий заключенного контракта.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России усматривает признаки недобросовестного поведения поставщика ИП "___.", направленного на ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по рассматриваемому контракту за N 0827300000623000008 от 11.08.2023 на поставку школьной мебели.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о существенном нарушении поставщиком ИП "___." условий контракта за N 0827300000623000008 от 11.08.2023 на поставку школьной мебели.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующие о его намерениях неисполнения Контракта, заключенного с Заказчиком.
Недобросовестное поведение ИП "___.". в части ненадлежащего исполнения контракта выразилось в следующем: ИП "___." в установленный контрактом срок (с даты заключения контракта 11.08.2023 до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 05.10.2023) не осуществил в адрес заказчика поставку в полном объеме школьной мебели; ИП "___." после получения решения об одностороннем расторжении контракта, принятого заказчиком, не предпринял мер по надлежащему исполнению контракта; ИП "___." не представил в адрес Брянского УФАС России надлежащих документов и пояснений, свидетельствующих о наличии объективных препятствиях исполнить вышеуказанный контракт.
Таким образом, учитывая, в том числе, что:
1) ИП "___." существенно нарушены условия контракта, что выразилось в невыполнении надлежащим образом обязательств по поставке товара в полном объеме по контракту N 0827300000623000008 от 21.07.2023 на поставку школьной мебели с неоднократным нарушением установленных контрактом сроков.
2) ИП "___." не совершено действий по признанию в судебном порядке решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, что также свидетельствует о согласии ИП "___." с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3) ИП "___." не представлено в адрес Брянского УФАС России надлежащих пояснений о невозможности исполнить вышеуказанный контракт, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
4) ИП "___." не совершено никаких действий по устранению допущенных нарушений условий контракта в срок, установленный ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, следовательно, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения в отношении ИП "___." подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.
Учитывая, что ИП "___." не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий для добросовестного исполнения Контракта в течении всего срока исполнения контракта, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу о наличии признаков недобросовестного поведения в действиях ИП "___.", связанных с неисполнением обязательств по Контракту.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении индивидуального предпринимателя "___." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков индивидуального предпринимателя индивидуального предпринимателя "___." считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции: "___."
Члены Инспекции: "___."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 26 октября 2023 г. N РНП-32-805
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023