Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.10.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ****;
Члены Комиссии: ****;
В отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик); представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган); представителей ООО "Финалит" (далее - Заявитель)
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала (Полотенце бумажное) на 2023 год", извещение N0134200000123004073, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 20 октября 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона N44-ФЗ, поскольку Заказчиком необоснованно установлены технические требования к поставляемому товару (а именно количество листов в упаковке более или равно 250, количество слоев - многослойные), что свидетельствует об ограничении конкуренции, об ограничении количества потенциальных участников закупки.
Также заявка заявителя отклонена заказчиком в соответствии с подп. "а" п.2 ч.1 ст. 43 и п.1 ч.2 ст. 43 Федерального закона от 05.04.13 N 44-ФЗ, с чем заявитель не согласен.
Заказчиком и уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик и уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 29 сентября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона "Поставка расходного материала (Полотенце бумажное) на 2023 год", извещение N0134200000123004073 (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 535 546 рублей 88 копеек.
Окончание подачи заявок 13.10.2023.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
В жалобе Заявителя поставлен вопрос о правомерности установления заказчиком технические требования к поставляемому товару (а именно количество листов в упаковке более или равно 250, количество слоев - многослойные), которые, по мнению заявителя, ограничивают конкуренцию.
Извещением установлены дата и время окончания срока подачи заявок: 09:00 "13" октября 2023 года.
Жалоба заявителя поступила в Иркутское УФАС России посредством Единой информационной системы - 19.10.2023 14:03 (МСК), т.е. за пределами сроков, предусмотренных законом для обжалования положений Извещения.
Участник закупки, подавший заявку, не может обжаловать закупочную документацию, если подал жалобу после окончания срока подачи заявок. Подавая заявку, участник соглашается с положениями документации и, в случае несогласия с ее положениями должен своевременно определиться с необходимостью оспаривания документации. Данная позиция изложена в письме ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18.
Учитывая пропуск срока для обжалования положений закупочной документации, Комиссия Управления оставила доводы заявителя в части "установления технических требований к поставляемому товару" без рассмотрения.
Кроме того, в жалобе ООО "Финалит" поставлен вопрос о необоснованном отклонении заявки заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.10.2023 NИЭА1 заявки с Идентификационными номерами 115110653 и 115105689 отклонены. В соответствии с подп. "а" п.2 ч.1 ст. 43 и п.1 ч.2 ст. 43 Федерального закона от 05.04.13 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), "Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению", извещением об осуществлении закупки заявка на участие в закупке, должна содержать: 2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); 2. При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: 1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В соответствии инструкцией по заполнению заявки "требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" в случае, если в части II "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" указаны значения показателей со знаком""" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение.
В части 2. Наименование и описание объекта закупки установлено:
Количество листов в упаковке 250
В заявке участника указано:
Количество листов в упаковке 200.
Таким образом, заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям действующего законодательства и требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. На основании п.1 ч. 12. ст. 48 Федерального Закона N 44-ФЗ заявка, на участие в закупке отклонена.
Приложением к извещению о проведении Аукциона "342АП-23-расходный материал-ЧАСТЬ II.doc" установлены конкретные показатели товара Полотенце бумажное.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки извещения о проведении Аукциона заявка на участие в Аукционе должна содержать, в том числе предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно Письму ФАС России от 30.12.2022 N ПИ/119298/22 "О представлении в составе заявки участника характеристик товара предлагаемого к поставке заказчику" Из системного толкования подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 и пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе следует что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Вместе с тем в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки инструкцию по заполнению заявок, которая определяет в том числе, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений. Таким образом, заявка участника закупки должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки и в соответствии с требованиями инструкции. Пунктом 1 части 5 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) информации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия такой информации извещению об осуществлении закупки. При этом комиссия по осуществлению закупок принимает решение о соответствии заявки в каждом конкретном случае, исходя из положений инструкции, которая определяет порядок указания сведений о товаре в составе заявки.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе представлены конкретные показатели товаров, не соответствующие требованиям извещения о проведении Аукциона.
Таким образом, изучив заявку Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Федерального закона N44-ФЗ.
Вместе с тем Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств подтверждения обратного, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Финалит" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023