Резолютивная часть решения оглашена 25 октября 2023 г.
Полный текст решения изготовлен 26 октября 2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
при участии заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детский сад N 171 (далее - Заказчик) - "_" (приказ N250 от 21 декабря 1999 г.), представителей Заказчика - "_" (доверенность от 25 октября 2023 г.), "_" (доверенность от 25 октября 2023 г.),
при участии единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Сибситистрой" (далее - ООО "Сибситистрой", Общество) - "_" (приказ N1 от 27 июля 2016 г.),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "Сибситистрой" в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 18 октября 2023 г. поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Сибситистрой" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Сибситистрой" допущены нарушения условий по государственному контракту от 10 мая 2021 г. N 171-БТ/1этап/23 на Выполнение работ по благоустройству территории 1 этап МБДОУ г. Иркутска детский сад N171, по адресу: г. Иркутск, мкр. Университетский, 47 (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об ООО "Сибситистрой" в Реестр.
ООО "Сибситистрой" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1348/23 от 18 октября 2023 г.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 14 апреля 2023 г. в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 14.04.2023 N0134300097523000266".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 691 653 руб. 31 коп.
26 апреля 2023 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2023 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 5 заявок, признанные соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2023 NИЭА1 заявка ООО "Сибситистрой" признана победителем электронного аукциона.
10 мая 2023 г. между Заказчиком и ООО "Сибситистрой" заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По условиям Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по благоустройству территории 1 этап МБДОУ г. Иркутска детский сад N 171 (далее - Работы), виды и объёмы которых установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), Локальном ресурсном сметном расчете на благоустройство территории-1 этап (далее - Локальный ресурсный сметный расчет) (Приложение 2 к Контракту) и Дефектной ведомости на благоустройство территории МБДОУ детский сад N 171 по адресу: микрорайон Университетский, 47 в г. Иркутске (далее - Дефектная ведомость) (Приложение 3 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Согласно пункту 3.1 "Общий срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме:
Начальный срок выполнения работ в течение 2 (двух) календарных дней c момента
подписания настоящего Контракта, но не ранее "01" июля 2023 года.
Конечный срок выполнения работ 45 (сорок пять) календарных дней с 01 июля 2023 года.".
Цена Контракта составляет 549 307 руб. 00 коп.
В ходе рассмотрения обращения представитель Заказчика пояснил, что ООО "Сибситистрой" в установленный Контрактом срок приступило к исполнению обязательств, предусмотренных Контрактом, замечания по подготовительным работам у Заказчика отсутствовали.
В письменных пояснениях Заказчик указывает, что согласно Локально-Ресурсному Сметному Расчету (Приложение 2 к настоящему контракту) и на основании Приказа Минстроя России от 01.06.2020 г N 295/ пр Обществом должны были осуществляться работы на катке самоходном гладком, вибрационном массой 8т., щебень должен быть известняковый или кирпичный; устройство оснований толщиной 12 см под тротуары из кирпичного или известнякового щебня ; на основании Приказа Минстроя России от 14.10.2021 г N 745/пр устройство асфальтобетонных покрытий дорожек из тротуаров однослойных должен быть из литой мелкозернистой асфальто-бетонной смеси толщиной 5 см.
Также Заказчик указывает, что согласно Дефектной ведомости (Приложение 3 к Контракту) по наименованию работ должно быть устройство подстилающих и выравнивающих слоев основания из щебня при толщине слоя 5 см с уплотнением катка, основное примечание: Щебень рядовой фракции 5-20.
18 мая 2023 г. между Заказчиком и Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства города Иркутска" (далее - МКУ "УКС г. Иркутска") был заключен контракт N44/23 на осуществление контроля за выполнением работ по благоустройству территории 1 этап МБДОУ г. Иркутска детский сад N171, по адресу: г. Иркутск, мкр. Университетский, 47.
25 августа 2023 г. был составлен акт заседания комиссии о выявленных несоответствиях в видах и объемах работ согласно которому при приемке выполненных работ и проведению экспертизы результатов выполненных работ в части их соответствия условиям был выявлен следующий недостаток: Фракция асфальтовой смеси не соответствует аукционной заявке.
В письменных пояснениях Заказчик указывает, что 28 августа 2023 г. в адрес Общества была направлена претензия об устранении дефектов и недостатков на электронную почту Подрядчика и размещена в ЕИС.
Так же Заказчик указывает, что 28 августа 2023 г. ООО "Сибситистрой" приступило к устранению недостатков.
На обозрение Комиссии были представлены акты от 13 сентября 2023 г. и 02 октября 2023 г. согласно которым представленные Обществом работы не принимались по следующим обоснованием: "Подрядчиком применена асфальтобетонная смесь крупнозернистая, в то время как дефектной ведомостью и сметной документацией предусмотрена мелкозернистая асфальтобетонная смесь. Также наблюдаются множественные неровности и участки выкашивания асфальтобетонной смеси".
Таким образом, главным доводом Заказчика при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и включении сведений в Реестр в отношении ООО "Сибситистрой", является качество выполненных работ, а именно, то что Обществом использовался материал непредусмотренный положениями Контракта, факт исполнения Обществом обязательств по Контракту не опровергался.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 04 октября 2023 г.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 16 октября 2023 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
В ходе рассмотрения обращения ООО "Сибситистрой" пояснило, что все работы выполнены в полном соответствии с контрактом и сметной документацией.
В письменных пояснениях ООО "Сибситистрой" указывает "Техническом задании (Приложение 1 к Контракту) и пункте 4 Дефектной ведомости установлено: "устройство асфальтобетонного слоя из горячей мелкозернистой асфальтобетонной смеси марки В Тип 2, толщиной 5 см.", однако, вышеуказанная информация является некорректной (товаров с такими характеристиками не существует), так как противоречит требованиям ГОСТа 9128-2013 п.4.1.3, (существуют виды асфальтобетонной смеси: крупнозернистые, мелкозернистые и песчаные), п. 4.1.5. (существуют типы: А, Б, В), и таблице 1, в силу чего не может являться достоверным источником информации для производства работ. Соответственно единственно верным документом является Локальный ресурсный сметный расчет N1 (Приложение 2 к контракту N171-БТ/1этап/23 от 10.05.2023 г.).
В свою очередь Локальным ресурсным сметным расчетом N1 (Приложение 2 к контракту N171-БТ/1этап/23 от 10.05.2023 г.) заложено использование исключительно горячей асфальтобетонной смеси А16 Вн (в соответствии с табл. 18 ГОСТа 58406.2-2020), которая и использовалась при устройстве асфальтобетонного покрытия на объекте, а именно пп. 7 п. 8 (лист 3) предусмотрено применение горячей асфальтобетонной смеси А16 Вн. Данная смесь согласно таблице 18 ГОСТ Р 58406.2-2020 допускает фракции зернового состава минеральной смеси от 0,063 мм до 22,4 мм. Применяемая при выполнении работ асфальтобетонная смесь А16 Вн полностью соответствует Локальному ресурсному сметному расчету N1 (Приложение 2 к контракту N171-БТ/1этап/23 от 10.05.2023 г.)".
ООО "Сибситистрой" пояснило, что указанная смесь приобреталась в МУП "Иркутскавтодор", для подтверждения качества которой на обозрение Комиссии были представлены Документы о качестве асфальтобетонной смеси N 336, N 346, N 347 и N371.
По мнению Общества Акт заседания комиссии о выявленных несоответствиях в видах и объемах работ 25 августа 2023 г. и претензия не соответствует действительности и не доказывает факта о несоответствии фракции асфальтобетонной смеси, так как не была учтена информация, содержащаяся в Локальном ресурсном сметном расчете N1.
25 августа 2023 г. в адрес Общества Заказчиком был направлен (на электронную почту) от заказчика акт заседания комиссии о несоответствии фракции асфальтовой смеси.
25 августа 2023 г. ООО "Сибситистрой" были направлены возражения по данному акту с приложением паспортов качества и соответствия.
Кроме того, Комиссией установлено, что ООО "Сибситистрой" дополнительно приобретена мелкозернистая асфальтобетонная сметь марки Г и уложена по верх ранее уложенного асфальтового покрытия, в целях устранения нарушений, установленных Заказчиком.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности Общества.
При этом Комиссия не наделена полномочиями, по оценке качества выполненных работ.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "Сибситистрой", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Сибситистрой", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сибситистрой" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения об учредителях Общества с ограниченной ответственностью "Сибситистрой" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Сибситистрой" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023