Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N7 город Екатеринбург" (вх. N 22501-ЭП/23 от 16.10.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Гасояне Мише Хдровиче, исполнителе по контракту N 2023.0153 ДГЗ от 06.03.2023 г. на капитальный ремонт здания поликлиники N3 ГБУЗ СО "ЦГБ N7 (отдельностоящее с пристроями (литер А), назначение: нежилое по адресу Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, 19, кадастровый номер: 66:41:0705006:270) Ремонт помещения N 195 по плану БТИ под размещение кабинета рентгеновской компьютерной томографии для рутинных исследований (извещение N 0162200011823000153) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а так же, проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11-00 в присутствии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N7 город Екатеринбург" - *, *,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *,
- заинтересованного лица в лице ИП Гасояна Миши Хдровича - *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N7 город Екатеринбург" (вх. N 22501-ЭП/23 от 16.10.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Гасояне Мише Хдровиче, исполнителе по контракту N 2023.0153 ДГЗ от 06.03.2023 г. на капитальный ремонт здания поликлиники N3 ГБУЗ СО "ЦГБ N7 (отдельностоящее с пристроями (литер А), назначение: нежилое по адресу Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, 19, кадастровый номер: 66:41:0705006:270) Ремонт помещения N 195 по плану БТИ под размещение кабинета рентгеновской компьютерной томографии для рутинных исследований (извещение N 0162200011823000153).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.02.2023 г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" было размещено извещение N 0162200011823000153 на капитальный ремонт здания поликлиники N3 ГБУЗ СО "ЦГБ N7 (отдельностоящее с пристроями (литер А), назначение: нежилое по адресу Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, 19, кадастровый номер: 66:41:0705006:270) Ремонт помещения N 195 по плану БТИ под размещение кабинета рентгеновской компьютерной томографии для рутинных исследований.
Начальная (максимальная) цена контракт составила 8 172 090,00 рублей.
Контракт N 2023.0153 ДГЗ от 06.03.2023 г. на капитальный ремонт здания поликлиники N3 ГБУЗ СО "ЦГБ N7 (отдельностоящее с пристроями (литер А), назначение: нежилое по адресу Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, 19, кадастровый номер: 66:41:0705006:270) Ремонт помещения N 195 по плану БТИ под размещение кабинета рентгеновской компьютерной томографии для рутинных исследований был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 06.03.2023 г.
В соответствии с п. 1.1. контракта N 2023.0153 ДГЗ от 06.03.2023 г. Подрядчик обязуется по Заданию заказчика (Приложение N 1 к контракту) в установленный контрактом срок (пункт 1.3 контракта, Приложение N 3 к контракту) выполнить работы в соответствии с проектной и (или) рабочей документацией (Приложение N 2 к контракту):
Рабочая документация Капитальный ремонт здания поликлиники N3 ГБУЗ СО "ЦГБ N7 (отдельностоящее с пристроями (литер А), назначение: нежилое по адресу Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, 19, кадастровый номер: 66:41:0705006:270) Ремонт помещения N 195 по плану БТИ под размещение кабинета рентгеновской компьютерной томографии для рутинных исследований шифр 113-12-22-АС, шифр 113-12-22-ВК, шифр 113-12-22-ОВ, шифр 113-12-22-СМ, шифр 113-12-22-ЭОМ
Сводный сметный расчет стоимости строительства N ССрСС-
Локальный сметный расчет (Смета) N 02-01-01,
Локальный сметный расчет (Смета) N 02-01-02
Локальный сметный расчет (Смета) N 02-01-03
Локальный сметный расчет (Смета) N 02-01-04
Локальный сметный расчет (Смета) N 09-01-01
Ведомость объемов работ по разделу "Архитектурно-строительные решения" ШИФР 113-12-22-АС
Ведомость объемов работ по разделу "Водоснабжение и канализация" ШИФР 113-12-22-ВК
Ведомость объемов работ по разделу "Общеобменная вентиляция, отопление" ШИФР 113-12-22-ОВ
Ведомость объемов работ по разделу "Силовое электрооборудование и электроосвещение" ШИФР 113-12-22-ЭОМ
по Капитальному ремонту здания поликлиники N3 ГБУЗ СО "ЦГБ N7 (отдельностоящее с пристроями (литер А), назначение: нежилое по адресу Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, 19, кадастровый номер: 66:41:0705006:270) Ремонт помещения N 195 по плану БТИ под размещение кабинета рентгеновской компьютерной томографии для рутинных исследований (КТРУ 41.20.40.000-00000023) (далее - "работы"), а Заказчик обязуется выполненные работы принять и оплатить.
Подрядчик подписанием настоящего контракта подтверждает, что полностью изучил Задание Заказчика (Приложение N 1 к контракту) и проектную и (или) рабочую документацию (Приложение N 2 к контракту), понимает требования Заказчика относительно предмета контракта, объема работ, согласен и гарантирует, что цена контракта включает в себя стоимость всех материалов, работ и расходов, необходимых и достаточных для выполнения работ по контракту в полном объеме, создания результата, соответствующего требованиям Заказчика.
Пунктом 1.3. контракта N 2023.0153 ДГЗ от 06.03.2023 г. сроки выполнения Подрядчиком работ по контракту:
- начало выполнения работ - с даты заключения контракта;
- окончание выполнения работ: 50-й календарный день.
Пунктом 2.4. контракта N 2023.0153 ДГЗ от 06.03.2023 г. определены обязанности Подрядчика, а именно:
2.4.1. Своевременно и с надлежащим качеством выполнить работы и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения контракта.
2.4.2. В течение 2 (два) дней с даты заключения контракта разработать и согласовать с Заказчиком График выполнения работ (Приложение N 3 к контракту).
2.4.3. Подрядчик и его полномочные представители обязаны по приглашению Заказчика принимать участие в проводимых им совещаниях для обсуждения вопросов, связанных с выполняемыми работами на объекте, представляя необходимую информацию в объеме, необходимом для совещания.
2.4.4. В случае использования при выполнении работ общераспространенных полезных ископаемых Подрядчик обязуется до начала выполнения работ предоставить Заказчику копию выданной Подрядчику лицензии на пользование недрами для геологического изучения, разведки и добычи или разведки и добычи соответствующих общераспространенных полезных ископаемых (либо выписку из реестра лицензий на пользование недрами) или копии документов, свидетельствующих о приобретении Подрядчиком соответствующих общераспространенных полезных ископаемых у недропользователя или об их приобретении иными поставщиками у недропользователя.1
2.4.5. Обеспечить наличие достаточного количества материалов, конструкций, изделий и монтируемого оборудования, предназначенных для выполнения работ в соответствии с Заданием Заказчика (Приложение N 1 к контракту), проектной и (или) рабочей документацию (Приложение N 2 к контракту).
2.4.8. Обеспечить привлечение к выполнению работ по контракту соответствующего количества персонала (служащих, рабочих), достаточного с точки зрения нормирования для выполнения указанных видов и объемов работ, в соответствии с проектной документацией и(или) рабочей документацией, условиями контракта.
2.4.9. Немедленно (в соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации) известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных обстоятельств, угрожающих качеству результата выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок, установленный Графиком выполнения работ (Приложение N 3 к контракту).
2.4.10. Предоставлять не позднее 2 (два) дней с момента получения запроса от Заказчика информацию о ходе исполнения контракта, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
2.4.11. Не допускать к выполнению работ иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих установленной законодательством Российской Федерации регистрации, соответствующего разрешения на работу, а также в отношении которых нет необходимого разрешения.
2.4.12. Сохранять конфиденциальность информации, относящейся к ходу исполнения контракта и полученным результатам.
2.4.13. В день заключения контракта назначить ответственное лицо для оперативного решения текущих вопросов по контракту и передать Заказчику указанную информацию об ответственном с указанием должности, ФИО, телефона, адреса электронной почты.
2.4.14. Выполнять иные обязанности, предусмотренные контрактом.
Цена контракта составляет: 6 169 927,95 руб. (Шесть миллионов сто шестьдесят девять тысяч девятьсот двадцать семь рублей 95 копеек), НДС не облагается (в отношении Поставщика установлена упрощенная система налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).
Цена этапа исполнения контракта составляет 6 169 927,95 руб. (Шесть миллионов сто шестьдесят девять тысяч девятьсот двадцать семь рублей 95 копеек), НДС не облагается (в отношении Поставщика установлена упрощенная система налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ) (п. 3.3. контракта N 2023.0153 ДГЗ от 06.03.2023 г.).
Согласно п. 4.2. контракта N 2023.0153 ДГЗ от 06.03.2023 г. для проверки соответствия выполненных работ условиям контракта, Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза выполненных работ может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Экспертиза выполненных работ проводится с учетом требований статьи 41, части 3 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании п. 4.9. контракта N 2023.0153 ДГЗ от 06.03.2023 г. в случае если в ходе проведения процедуры приемки выполненных работ будут выявлены недостатки (дефекты) работ, которые не позволяют производить нормальную эксплуатацию результата выполненных работ и объекта в соответствии с его целевым назначением, либо работы выполнены с отступлением от строительных норм и правил, а равно если на момент приемки работ Подрядчиком не будут завершены какие-либо виды работ, Стороны составляют Акт об обнаружении недостатков (дефектов) (Приложение N 4 к контракту), в котором указывается перечень и характер выявленных недостатков (дефектов), а также срок, необходимый Подрядчику для их устранения. В любом случае установленный Сторонами в Акте об обнаружении недостатков (дефектах) (Приложение N 4 к контракту) срок устранения выявленных нарушений при выполнении работ не может превышать 5 (пять) рабочих дней. Подрядчик должен принять все меры по устранению недостатков (дефектов), выявленных в ходе приемки работ в установленные сроки.
Комиссией, исходя из пояснений представителя заказчика, а также информации, размещенной в единой информационной системе, установлено, что в период выполнения работ по настоящему контракту Заказчиком в адрес ИП Гасояна Миши Хдровича были направлены: претензия (исх.N 615 от 20.07.2023 г.); мотивированный отказ от подписания документа о приемке (исх.N 703 от 21.08.2023 г.); уведомление (исх.N 719 от 24.08.2023 г.), претензия (исх. N795 от 21.09.2023 г.), акт об обнаружении недостатков (дефектов) от 21.09.2023 г., в которых был указан ряд выявленных нарушений Подрядчика. Требования заказчика в настоящее время не удовлетворены.
Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, Заказчиком на основании договора N33 от 02.08.2023 г. с ООО "ИнПроЭкс", при условии уведомления Подрядчика о проведении строительной экспертизы качества и соответствия проектной документации выполненных работ (письмо ГБУЗ СО "ЦГБ N7" N 673 от 09.08.2023 г.) была организована экспертиза на выполнение работ по капитальному ремонту.
Для проведения строительной экспертизы ООО "ИнПроЭкс" была предоставлена вся необходимая документация, вместе с тем, со стороны Подрядчика не предоставлены на экспертизу Заказчику и Экспертной организации следующие документы:
1. Акты скрытых работ;
2. Паспорта на вентиляционное оборудование;
3. Паспорта на сплит - системы;
4. Паспорт на вентиляционное оборудование;
5. Паспорт на светильники;
6. Сертификаты пожарной и экологической безопасности;
7. Сертификаты на все имеющееся оборудование и материалы.
Согласно Экспертному заключению N 33-08-2023 ТОМ N1 ООО "ИнПроЭкс" (далее - Экспертное заключение) выявлены следующие общие недостатки (лист 23 Экспертного заключения):
1) не отрегулирован объем воздуха вентиляционных системах. Все регулирующие дроссель - клапаны открыты на 100%;
2) отсутствуют расчеты по освещенности рабочих мест;
3) напольная плитка и плинтус имеют подтеки от краски и затирки;
4) ширина дверей 6 шт. меньше 900 мм. В проекте 950 мм;
5) розетки смонтированы наружным монтажом и без маркировки. В проекте предусмотрен скрытый монтаж;
6) толщина стены из ПГП блоков 100 мм. В проекте - из кирпича толщиной 120 мм и марки Ml 50;
7) смеситель смонтирован не по проекту и без сифона. В проекте указан Смеситель однорычажный с высоким изливом Delinia Anna;
8) малярные работы выполнены непроектной краской ВАК - 14;
9) отсутствует исполнительная документация;
10) не произведен монтаж 3-х металлических опорных колонн на отметке -0,100 под основания томографа (фото N69, лист 45 Экспертного заключения);
11) отсутствует шумоизоляция в стенах из ГКЛ всех помещений (проектно - сметной документацией предусмотрено).
Также, Экспертное заключение N 33-08-2023 ТОМ N 1 содержит детальные недостатки работы по капитальному ремонту.
Претензией N 795 от 21.09.2023 г. от Заказчика Подрядчику был установлен окончательный срок для устранения выявленных недостатков. Последний срок устранения недостатков - 28.09.2023 г. (включительно). По состоянию на 02.10.2023 г. Подрядчиком не устранены дефекты выполненных работ. Более того, Подрядчиком ни разу не предоставлялись акты выполненных и скрытых работ.
Представитель заинтересованного лица при рассмотрении заявления выразил несогласие с выводами заказчика, изложенными в решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также указал, что весь период исполнения государственного контракта 2023.0153ДГЗ, с Заказчиком велись переговоры по поводу надлежащего исполнения контракта. В адрес Заказчика направлены письма с ответами на все претензии и мотивированный отказ от приемки работ написанные ранее (N 76 от 04.08.2023 - ответ на претензию, N 100 от 04.09.2023 - ответ на мотивированный отказ от приемки работ, ответ на акт).
Представитель заинтересованного лица также пояснил, что согласно экспертному заключению N 33-08-2023 ТОМ N 1 от ООО "ИнПроЭкс" выявленные недостатки были устранены, однако часть из них Заказчиком повторно выставлено в нарушение, часть недостатков отсутствует возможность устранить.
В свою очередь ИП Гасоян М.Х. ознакомившись с экспертным заключением N 33-08-2023 ТОМ N 1, и ТОМ N 2 от ООО "ИнПроЭкс" не согласен с локально-сметными расчетами, составленными ООО "ИнПроЭкс", после проведения экспертизы, а именно:
- ЛСР N 02-01-01 отсутствуют следующие позиции, выполненные подрядчиком:
п. 8 (демонтаж откосов из сэндвич панелей выполнялся);
п. 10 (демонтаж утеплителя под окном проводился);
п. 15-25 (кладка из блоков производилась с утеплителем, огрунтовкой поверхности, оштукатуриванием декоративной штукатуркой и окраской);
п .27 (работа по установке подоконных досок выполнена);
п. 31 (работа по установке сэндвич панелей на оконный откос выполнена);
п. 38-50 (работы по установке металлических колонн ведутся и будут выполнены в соответствии с измененным проектным решение выданным заказчиком 16.09.2023);
п. 73-85 (работы по оштукатуриванию стен, окраске выполнены в соответствии с ПСД);
п. 88 (работы выполнены в соответствии с ПСД);
д .93-95 (работы выполнены в соответствии с ПСД);
п. 99-100 (работы выполнены в соответствии с ПСД, строительный мусор вывезен).
- ЛСР N 02-01-03 отсутствуют следующие позиции, выполненные подрядчиком:
п. 1-38 (просьба согласовать со стоимостью указанной в заключении);
п. 55 (работа по установке блока управления выполнена);
п. 88 (работа по установке решёток выполнена);
- ЛСР N 02-01-04 отсутствуют следующие позиции, выполненные подрядчиком:
п. 3 (работа по установке приборов выполнена);
п. 16-17 (работа выполнена).
Исходящим письмом 75 от 10.07.2023 г. Заказчику направлен перечень материалов для согласования применения эквивалентов, в том числе с улучшенными характеристиками без изменения сметной стоимости (оставлено без ответа).
Кроме того, исходя из представленных документов, Комиссией установлено, что заинтересованным лицом даны все ответы на претензии, а также направлено возражение против экспертного заключения.
Нарушения, указанные в решении об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта, были устранены. 02.10.2023 г. проведена фактическая приемка работ. Письмом 109 от 11.10.2023 г. после передачи ответственному лицу Заказчика Игнатовичу О.А. акта об устранении недостатков, Заказчик приглашен для подписания актов приемки работ.
13.10.2023 г. акт устранения недостатков подписан Заказчиком.
До настоящего времени работы Заказчиком не оплачены.
Вместе с тем, представителем Заказчика не направлены в адрес Комиссии информация и документы, опровергающие позицию заинтересованного лица.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.2. контракта N 2023.0153 ДГЗ от 06.03.2023 г. расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 02.10.2023 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 02.10.2023 15:04 (МСК).
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 02.10.2023 15:04 (МСК).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 13.10.2023 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание заинтересованного лица недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что заинтересованное лицо предпринимало попытки для надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комиссия полагает, что включение сведений об ИП Гасояне Мише Хдровиче в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ИП Гасояне Мише Хдровиче в реестр недобросовестных поставщиков
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N7 город Екатеринбург", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 октября 2023 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023