резолютивная часть решения объявлена 18.10.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: ____________,
в присутствии представителей Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик) ____, действующего на основании доверенности, акционерного общество "Оператор городских решений" ____ действующего на основании доверенности,
в отсутствии общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - Заявитель) и Оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0104200001623000023 "Приобретение сервера и программного обеспечения средств виртуализации" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе при установлении характеристик к поставляемому товару, которым соответствует лишь товар одного производителя, а также Заказчиком установлено чрезмерное требование к гарантийному обслуживанию товара.
Рассмотрев довод Заявителя, указанный в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
15.10.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен Аукцион с начальной (максимальной) ценой контракта 29 997 291,08 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлены характеристики к поставляемому товару, соответствующие лишь одному производителю, а именно установлено максимальное количество накопителей в корпусе не менее 36 штук, в то время как количество занимаемых юнитов в стойке не более 2.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению об Аукционе объектом закупки является поставка сервера и программного обеспечения средств виртуализации.
Описание объекта закупки, требования в отношении потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара установлены в соответствии с позицией Каталога, а также положениями ст.33 Закона о контрактной системе, однако, под требования, установленные в технической части извещения об Аукционе соответствует товар лишь одного производителя.
При установлении максимального количества накопителей в корпусе не менее 36 штук, Заказчиком устанавливается количество занимаемых юнитов в стойке не более 2 (максимально возможный размер сервера U2).
Однако, при таком размере сервера в данный корпус невозможно реализовать установку накопителей в количестве 36 штук.
Более того, Заказчиком также не представлены доказательства, подтверждающие возможность установки накопителей в количестве 36 штук в сервер размером U2, а также не представлены доказательства, подтверждающие наличие на товарном рынке не менее двух производителей закупаемого товара с характеристиками, установленными при описании объекта закупки (с реестровыми номерами 62.01.29.000 - Программное средство виртуализации и системы хранения данных и 26.20.14.120 - Серверы (однопроцессорные, двухпроцессорные).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к закупаемому товару, в совокупности которых возможна поставка товара только одного производителя, что ограничивает число потенциальных участников электронного аукциона.
Согласно п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение, а действия Заказчика, установившего при описании объекта закупки требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, нарушают положения п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, и содержат признаки нарушения ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Также, Заявителем указывается на необоснованное установление чрезмерного требования к гарантийному обслуживанию товара, а именно, техническая поддержка уровня обслуживания в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Согласно ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Установление требований к гарантийным обязательствам является правом Заказчика, однако, при установлении таких требований Заказчику необходимо учитывать положения Гражданского и Трудового Кодекса Российской Федерации.
Установление требований по обслуживанию в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю, по мнению Комиссии является чрезмерным и может повлечь невозможность надлежащего исполнения контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, указанный довод Заявителя Комиссия находит обоснованным, действия Заказчика нарушают п.3 ч.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки нарушения ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Правил Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 23 октября 2023 г. N 007/06/42-880/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023