Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителей заказчика - Местной администрации Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики, заявителя - Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Дальневосточный институт дополнительного профессионального образования", уведомленных о дате, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Местной администрации Эльбрусского района КБР при проведении запроса котировок в электронной форме N0104300004123000008 "Обучение по курсу "Изменения в воинском учете, бронирование граждан, пребывающих в запасе"", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба АНО ДПО "ДВИПРАЗ" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении запроса котировок в электронной форме "Обучение по курсу "Изменения в воинском учете, бронирование граждан, пребывающих в запасе"".
Согласно доводам жалобы, заявка заявителя была отклонена от участия в запросе котировок по причине отсутствия в заявке предложения участника закупки в отношении объекта закупки. Заявитель считает отклонение неправомерным, так как требование о предоставлении предложения участника закупки в отношении объекта закупки по форме заказчика не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы заявителя.
Рассмотрев доводы заявителя, письменные возражения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 04 октября 2023 года было размещено извещение N0104300004123000008 о проведении запроса котировок в электронной форме "Обучение по курсу "Изменения в воинском учете, бронирование граждан, пребывающих в запасе"" с начальной (максимальной) ценой контракта - 40 000,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного запроса котировок, дата и время окончания срока подачи заявок - 11.10.2023 09:00; дата подведения итогов определения поставщика - 12.10.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 12.10.2023 г. на участие в электронном запросе котировок подано 11 заявок. Заявки 5 участников признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки.
Основанием отклонения заявки заявителя (N237) указан п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона о контрактной системе - несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренных извещением, несоответствие таких информации и документов (В заявке участника не содержится предложение участника закупки в отношении объекта закупки).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, при открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе ее позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки является оказание услуг по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации работников по программе "Изменения в воинском учете и бронировании граждан, пребывающих в запасе".
При описании объекта закупки заказчиком установлены требования к характеристикам оказываемых услуг.
Частью 2 статьи 43 Закона о контрактной системе определено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика, основанием отклонения заявки заявителя явилось то, что в заявке участника не содержится предложение в отношении объекта закупки.
Вместе с тем, предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг, и поставка товара в рамках оказания услуг не предусмотрена.
Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок, выразившиеся в отклонении заявки заявителя ввиду отсутствия в составе заявки предложения участника закупки в отношении объекта закупки не соответствуют требованиям пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что извещение об осуществлении закупки содержит электронный документ "форма заявки". Форма котировочной заявки содержит указание о представлении участником закупки наименования и описания оказываемых услуг в соответствии с Техническим заданием.
Между тем, электронный документ в виде формы котировочной заявки положениями части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе не предусмотрен.
Кроме того, положениями статьи 43 Закона о контрактной системе не предусмотрено требование о представлении участником закупки информации об оказываемых услугах, являющихся объектом закупки, и требования к которым установлены заказчиком в описании объекта закупки.
Таким образом, действия заказчика нарушают часть 2 статьи 42, часть 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссией установлено, что заказчиком 13.10.2023 г. размещен в единой информационной системе, а также на сайте Оператора электронной площадки проект контракта.
13.10.2023 г. участником закупки, с которым заключается контракт, проект контракта подписан.
17.10.2023 г. заказчиком подписан и размещен в единой информационной системе и на сайте Оператора электронной площадки контракт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу АНО ДПО "ДВИПРАЗ" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок заказчика нарушение пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 42, части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. В связи с заключением контракта на момент рассмотрения жалобы, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 23 октября 2023 г. N 007/06/50-882/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023