Резолютивная часть решения оглашена 20.10.2023
В полном объеме решение изготовлено 25.10.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Уральское здоровье" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку реагентов и расходных материалов для анализатора коагулометрического СА, вариант исполнения СА-660 - Sysmex Corporation (изв. N 0369300062523000312), при дистанционном участии:
- представителей ГБУЗ "Областная больница г. Троицк" (далее - заказчик) Кобылиной Н.Ю., Шатровой Ю.А., действующих на основании доверенностей N 67 от 17.05.2023, N 124 от 19.10.2023;
- директора ООО "Уральское здоровье" (далее - заявитель, Общество) Мелякина М.Г., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 16.10.2023 поступила жалоба ООО "Уральское здоровье" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку реагентов и расходных материалов для анализатора коагулометрического СА, вариант исполнения СА-660 - Sysmex Corporation (изв. N 0369300062523000312) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 26.09.2023 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 391 546,86 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09.10.2023 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Комиссией по осуществлению закупок признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки заявка победителя ООО "Оптималаб".
По мнению заявителя, указанные действия комиссии по осуществлению закупок являются неправомерными, поскольку Обществом в составе заявки представлены недостоверные сведения в части объема флакона буферного промывающего раствора ИВД, предложенного к поставке.
Так, участником закупки в заявке указан объем флакона 1000 Кубический сантиметр;^миллилитр - 1 штука. Однако, в соответствии с инструкцией на медицинское изделие, предложенное Обществом к поставке, промывающий раствор 1 (СА Clean I) (раствор, представляющий собой гипохлорит натрия в воде) имеет фасовку - 1 флакон объем 50 мл.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Требование к фасовке товара установлено заказчиком для определения суммарного объема промывающего раствора, который необходим лаборатории (1000 мл).
ООО "Оптималаб" в заявке предложена продукция, совместимая с анализатором коагулометрическим СА-660-Sysmex Corporation, имеющимся у заказчика, а также указаны характеристики предлагаемых к поставке товаров, соответствующие требованиям извещения об осуществлении закупки.
В данном случае, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для отклонения заявки Общества.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и т. д.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и ( или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка реагентов и расходных материалов для анализатора коагулометрического СА, вариант исполнения СА-660 - Sysmex Corporation.
В техническом задании (приложение N 1 к извещению) содержится наименование и описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 8 технического задания заказчику требуется буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы (код позиции КТРУ 21.20.23.110-00005489), состав: натрия гипохлорит 1%, объем флакона:
1000 Кубический сантиметр;^миллилитр, количество 1 штука.
Также в качестве обоснования использования дополнительной характеристики в части объема флакона заказчиком прописано, что указана фасовка реагента, так как без этой информации невозможно отобразить суммарный объем промывающего раствора, который необходим лаборатории.
Исходя из пояснений представителей ГБУЗ "Областная больница г. Троицк", заказчику необходим раствор общим объемом 1000 мл. При этом, допускается перерасчет, в рамках которого участник закупки может предложить любое количество флаконов с раствором, с учетом обеспечения общего объема 1000 мл.
Вместе с тем, из технического задания не следует возможность перерасчета, в рамках которого участник закупки вправе предложить любое количество флаконов с раствором, с учетом обеспечения общего объема 1000 мл, необходимого заказчику. При этом, содержащееся в техническом задании обоснование, на которое ссылается заказчик, не является характеристикой закупаемого товара.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднозначности описания объекта закупки в части общего количества раствора, возможности перерасчета и, как следствие, неопределенности потребности заказчика, что, в свою очередь, не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела в аукционе участвовало два участника: ООО "Оптималаб", ООО "Уральское здоровье".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 11.10.2023 заявки участников закупки признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Как следует из материалов дела, ООО "Оптималаб" в заявке, по позиции N 8 к поставке предложен буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы (Сисмекс Корпорейшн, Япония), состав: натрия гипохлорит 1%, объем флакона: 1000 Кубический сантиметр;^миллилитр, количество 1 штука.
Фактически участником закупки в соответствии с требованиями описания объекта закупки предложен раствор с объемом флакона 1000 Кубический сантиметр;^миллилитр, в количестве 1 штука.
Также Обществом в составе заявки, в отношении указанного медицинского изделия представлено регистрационное удостоверение от 02.08.2022 N ФСЗ 2009/04803.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека и т.д.
В силу части 3 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.01.2017 N 11н утверждены требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия (далее - Требования).
Исходя из содержания подпунктов 5, 6, 7 пункта 4 раздела II Требований, техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие (далее - техническая документация), представляемая производителем (изготовителем) медицинского изделия или уполномоченным представителем производителя (изготовителя) медицинского изделия в составе регистрационного досье на медицинское изделие, за исключением программного обеспечения, являющегося медицинским изделием, в том числе программного обеспечения с применением технологий искусственного интеллекта (далее - программное обеспечение, являющееся медицинским изделием), должна содержать описание основных функциональных элементов медицинского изделия, которое может сопровождаться схемами, фотографическими изображениями, рисунками, диаграммами и иными пояснениями; описание составных частей (узлов) медицинского изделия (при наличии); описание принадлежностей, медицинских изделий или изделий, не являющихся медицинскими, но предусмотренных для использования в комбинации с заявленным медицинским изделием (при наличии) и т.д.
В соответствии с подпунктами 4, 6 пункта 6 раздела III Требований эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие (далее - эксплуатационная документация), представляемая производителем (изготовителем) или уполномоченным представителем производителя (изготовителя), в составе регистрационного досье на медицинское изделие, за исключением программного обеспечения, являющегося медицинским изделием, должна содержать функциональные характеристики и назначение медицинского изделия, технические характеристики медицинского изделия и т.д.
Согласно пункту 58 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, регистрирующий орган размещает информацию, связанную с осуществлением государственной регистрации медицинского изделия, внесением изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье, и выдачей дубликата регистрационного удостоверения, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исходя из информации с официального сайта Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru), в отношении реагента, предлагаемого ООО "Оптималаб" по позиции N 8 заявки (РУ от 02.08.2022 N ФСЗ 2009/04803), размещена инструкция по эксплуатации, в соответствии с которой промывающий раствор 1 (СА Clean I) - это раствор, представляющий собой гипохлорит натрия в воде - 1х50 мл. Реагент, в стекл.пузырьке. Фасовка: 1х50 шт.
В данном случае, инструкция содержит информацию о характеристиках реагента, не соответствующую заявке ООО "Оптималаб", описанию объекта закупки в части объема и количества флаконов (объем флакона 1000 Кубический сантиметр;^миллилитр, в количестве 1 штука). Следовательно, с учетом положений технического задания (приложение N 1 к извещению), инструкции по эксплуатации, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора, заявка Общества по позиции N 8 содержит недостоверную информацию в части объема и количества флаконов раствора, предлагаемого к поставке, и, как следствие, должна быть отклонена комиссией по осуществлению закупок.
Однако, в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии заявки ООО "Оптималаб" требованиям извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что действия комиссии по осуществлению закупок обусловлены неправомерными действиями заказчика по формированию неоднозначного описания объекта закупки в части объема и количества флаконов закупаемого раствора.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Уральское здоровье" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку реагентов и расходных материалов для анализатора коагулометрического СА, вариант исполнения СА-660 - Sysmex Corporation (изв. N 0369300062523000312) обоснованными.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица заказчика к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 октября 2023 г. N 074/06/106-2447/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023