Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ДОНСТРОЙПРОЕКТ" по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение проектных работ по объекту: "Благоустройство общественных территорий, прилегающих к Карасунским прудам, находящихся на территории муниципального образования город Краснодар" (извещение: N 0318300119423000511),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ДОНСТРОЙПРОЕКТ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение проектных работ по объекту: "Благоустройство общественных территорий, прилегающих к Карасунским прудам, находящихся на территории муниципального образования город Краснодар" (извещение: N 0318300119423000511).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 NИЭОК1 ООО "ДОНСТРОЙПРОЕКТ" признано победителем закупки.
29.05.2023 между МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар и ООО "ДОНСТРОЙПРОЕКТ" заключен контракт на сумму 9 252 000,00 рублей.
10.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙПРОЕКТ";
- адрес: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, д. 8, эт. 16, оф. 1603;
- ИНН: 6164128890, КПП: 616401001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение проектных работ по объекту: "Благоустройство общественных территорий, прилегающих к Карасунским прудам, находящихся на территории муниципального образования город Краснодар" (извещение: N 0318300119423000511).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 NИЭОК1 ООО "ДОНСТРОЙПРОЕКТ" признано победителем закупки.
29.05.2023 между МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар и ООО "ДОНСТРОЙПРОЕКТ" заключен контракт на сумму 9 252 000,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется в соответствии с техническим заданием Заказчика (Приложение N 1 к Контракту), заданием на выполнение проектных работ (далее - задание заказчика) (Приложение N 2 к Контракту), Графиком выполнения работ (Приложение 3 к Контракту), сметой (Приложение 4 к Контракту), расчетом индивидуального договорного коэффициента (Приложение N 5), выполнить проектные работы по объекту: "Благоустройство общественных территорий, прилегающих к Карасунским прудам, находящихся на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - Работы, Объект), а Заказчик обязуется осуществлять контроль за ходом выполнения Работ, принять результат выполненных Работ и оплатить Подрядчику обусловленную настоящим Контрактом цену.
В соответствии с п. 2.1 контракта сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 30.11.2023.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ДОНСТРОЙПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Согласно графику выполнения работ, в рамках проектных работ необходимо выполнить:
1. Разработка эскизного проекта благоустройства общественных территорий: с даты заключения контракта по 05.06.2023 - не исполнено;
2. Сбор исходно-разрешительной документации: с даты заключения контракта до 30.06.2023 - не исполнено;
3. Проект благоустройства (проектная документация): с 06.06.2033 по 31.07.2023 - не исполнено;
4. Прохождение государственной экспертизы: с 01.08.2023 по 31.10.2023 - не исполнено.
Учитывая сроки прохождения государственной экспертизы, становится очевидным, что окончание работ к сроку становится явно невозможным.
На основании вышеизложенного, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.9.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.10.2023 решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ООО "ДОНСТРОЙПРОЕКТ" следует, что Общество своевременно приступило к исполнению принятых обязательств.
29.05.2023 Подрядчик сообщил Заказчику о назначении ответственных лиц, задействованных для выполнения проектных работ (исх. N 21).
Пунктами 4.1.3, 4.1.4. контракта предусмотрено право Подрядчика запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно проведения работ в рамках контракта, а также получать от Заказчика содействие при выполнении работ в соответствии с условиями контракта.
29.05.2023 Подрядчик запросил у Заказчика материалы топографической съёмки территории проектирования, сообщив о том, что указанные материалы являются исходной основой, без которой начало выполнения работ по разработке эскизного проекта не представляется возможным (исх. N22).
15.06.2023 Заказчик направил Подрядчику топографические съёмки территорий проектирования, но не в полном объёме, как пояснило Общество (исх. N2657).
17.08.2023 Подрядчик сообщил Заказчику об отсутствии материалов топографической съёмки территорий, прилегающих к пруду N 1 (отсутствует полностью), N15 (отсутствует полностью), N11 (отсутствует фрагмент территории, примерно 1/3), а также повторно обратил внимание Заказчика на то, что указанные материалы являются исходной основой, без которой начало выполнения работ по разработке эскизного проекта по указанным прудам невозможно. Подрядчик также предупредил Заказчика о возможности возникновения негативных последствий, связанных с задержкой окончательных сроков исполнения Контракта (исх. N41).
21.08.2023 Заказчик направил Подрядчику топографические съёмки территорий проектирования (исх. N3728).
Пунктом 4.2.7. Контракта предусмотрена обязанность Подрядчика немедленно извещать Заказчика о возникновении независящих от Подрядчика обстоятельств, создающих невозможность выполнения Работ в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
06.10.2023 (исх. N67) Подрядчик уведомил Заказчика о том, что на последнем совещании от 03.10.2023 было принято решение о корректировке последней версии эскизных проектов с целью расположения обустроенных спусков к воде в виде террасных площадок на территориях прудов N4, 5, 6, 7, 8, 9, 14. Подрядчик обратил внимание Заказчика на то, что основанием данного типа сооружений является фундамент, для проектирования которого необходимо проведение инженерно-геологических изысканий, что не предусмотрено объёмом работ, заложенным в условия заключенного Контракта.
Подрядчиком также было сообщено, что регламентный срок проведения инженерно-геологических изысканий - не менее 30 рабочих дней, что приведёт к невозможности завершения работ по Контракту в установленный срок.
09.10.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика разработанную документацию, в которой отображены принятые на совещании от 03.10.2023 технические решения (исх. N68).
10.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивированное нарушением Подрядчиком промежуточных сроков выполнения работ, предусмотренных утверждённым Графиком.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Подрядчик запрашивал у Заказчика необходимые исходные данные (на основании писем от 29.05.2023 и 17.08.2023), также предупреждал о возможном срыве сроков выполнения работ\
03.10.2023 Подрядчиком принято решение о корректировке последней версии эскизных проектов, что повлекло за собой возникновение дополнительного объёма работ, не предусмотренного условиями Контракта, о чём Подрядчик уведомил Заказчика.
Направленность действий Подрядчика на исполнение условий Контракта подтверждается также письмом от 09.10.2023 (исх. N68), согласно которому Подрядчик направил в адрес Заказчика разработанную документацию.
16.10.2023 (исх. N69) Подрядчик направил в адрес Заказчика мотивированные возражения относительно принятого Заказчиком решения.
Письмом от 16.10.2023. (исх. N69) Подрядчик просил Заказчика отменить вынесенное решение от 10.10.2023 о расторжении Контракта в одностороннем порядке, и совместно обсудить стоимость образовавшихся дополнительных работ и сроки их выполнения, в дальнейшем подписав соответствующее дополнительное соглашение (об изменении видов и объемов работ, и пропорциональному увеличению цены Контракта).
Подрядчик сообщил Заказчику о том, что заинтересован в достижении конечного результата.
17.10.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N70), которым просил локализовать замечания и выдать их пообъектно, поскольку замечания Заказчика были написаны обобщенно.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что применение к ООО "ДОНСТРОЙПРОЕКТ" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар в отношении ООО "ДОНСТРОЙПРОЕКТ" (344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, д. 8, эт. 16, оф. 1603; ИНН: 6164128890, КПП: 616401001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 октября 2023 г. N РНП-23-892/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023