Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя - ООО "3В Групп", надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 36" - Балашовой Е.А. (действующая по доверенности N3 от 18.10.2023 года), надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Городской округ г.Астрахань" - Давыдовой А.А. (действующая по доверенности N30-09-92 от 01.03.2023 года), Резцовой О.А. (действующая по доверенности N30-09-95 от 01.03.2023 года), надлежащим образом извещенных, рассмотрев жалобу ООО "3В Групп" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 36" и уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Городской округ г.Астрахань" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования (реестровый N 0325300006423000658), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 16.10.2023 поступила ООО "3В Групп" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 36" (далее - Заказчик) и уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Городской округ г.Астрахань" (далее также - Уполномоченный орган) при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования (реестровый N 0325300006423000658) (далее - конкурс).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования (реестровый N 0325300006423000658) (далее - Извещение) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
29.09.2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Уполномоченным органом размещено извещение о проведении конкурса (далее также - Извещение).
Заказчиком конкурса является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 36".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 424 988,24 руб.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Согласно подп. г пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N2604) для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
В соответствии с пунктом 8 Постановления N2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно пункту 20 Постановления N2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из предусмотренных Положением формул.
Пунктом 24 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом подп. "а" пункта 28 Постановления N2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подп. в) пункта 28 Постановления N2604 документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта":
"По показателю "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" оценивается детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Требования к документам для оценки показателя:
Предметом контракта (договора), принимаемого к оценке, сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам определения Исполнителя, являются услуги по организации горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг:
1) исполненный договор (контракт);
2) акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (контракта).
Последний акт, составленный при исполнении договора (контракта), должен быть подписан не ранее чем за 5 (пять) лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимается исключительно исполненный договор (контракт), при исполнении которого Исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
К оценке принимается исполненный участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовой договор, в том числе заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
К оценке принимаются документы: исполненный договор (контракт), акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (контракта), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Оценивается представленный участником закупки договор (контракт), который приложен к заявке. Информацию о договоре (контракте) рекомендуется указывать в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (Приложение к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе)".
Заявитель считает, что Заказчик неправомерно определил предмет контрактов (договоров), которыми может подтверждаться опыт выполнения услуг.
Однако объектом данной закупки является оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование.
В порядке оценки заявок Заказчик с учетом специфики объекта закупки к сопоставимым услугам отнёс услуги по организации горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования.
Указанное свидетельствует о сопоставимости объекта закупки с предметом контрактов (договоров), оцениваемых по критерию "Квалификация участников закупки".
Таким образом, порядок оценки заявок Заказчика соответствует требованиям Постановления N 2604.
При этом в заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не участвовал, в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, однозначно свидетельствующие о том, что предъявленные Заказчиком требования к порядку оценки конкурсных заявок ограничивают количество участников закупки, а также нарушают положения Закона о контрактной системе и Постановления N 2604 с учетом специфики оказываемых услуг.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "3В Групп" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 36" и уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Городской округ г.Астрахань" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования (реестровый N 0325300006423000658) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 октября 2023 г. N 030/06/106-1094/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023