Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 19.10.2023 N 240/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "АТОНФАРМ" (ИНН 5050146903)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - министерство здравоохранения Белгородской области: (по доверенности от 09.01.2023, без номера), (по доверенности от 28.09.2023, без номера), участника закупки - ООО "АТОНФАРМ": (по доверенности от 11.01.2023, без номера), рассмотрев информацию министерства здравоохранения Белгородской области о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "АТОНФАРМ" в связи с существенным нарушением ООО "АТОНФАРМ" условий контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор (621) на 2023 г." (закупка N 0826500000923004628) (далее - запрос котировок в электронной форме),
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Белгородской области (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России информацию в отношении ООО "АТОНФАРМ" (ИНН 5050146903) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 30.06.2023 размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 213 304,96 рублей.
Наименование объекта закупки - поставка лекарственного препарата для медицинского применения Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор (621) на 2023 г.
По итогам проведения запроса котировок в электронной форме заказчиком 13.07.2023 заключен контракт N 900/23 МЗБО ЗК на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор (621) на 2023 г. с победителем запроса котировок в электронной форме ООО "АТОНФАРМ" (далее - Поставщик), цена которого составила 8 201 304,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта, Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата для медицинского применения Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор (621), незарегистрированного на территории Российской Федерации, предназначенного для назначения пациенту по решению врачебной комиссии на 2023 г. (код ОКПД2 - 21.20.10.259).
В силу пункта 5.1. Контракта, поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 4 к Контракту).
Согласно календарному плану (приложение N 4 к Контракту) поставка товара осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня заключения контракта.
В соответствии с пунктом 12.1. Контракта, Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.10.2023 г. включительно (По истечении срока Заказчик утрачивает интерес к товару), а в части осуществления расчетов по Контракту и ответственности Сторон, предусмотренной разделом 11 Контракта, - до полного исполнения Сторонами Взаимных обязательств. Окончание срока действия Государственного контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.3. Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12.4. Контракта, стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Заказчиком 04.10.2023, на основании частей 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пунктов 12.3. и 12.4 Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением ООО "АТОНФАРМ" существенных условий Контракта, а именно: Поставщиком не осуществлена поставка лекарственного препарата для медицинского применения Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор (621), незарегистрированного на территории Российской Федерации, предназначенного для назначения пациенту по решению врачебной комиссии на 2023 г. в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 4 к Контракту).
Также министерством в установленном порядке направлялись претензии о необходимости исполнения контракта (претензия от 28 августа 2023 года N 15-2-7/3317, от 13 сентября 2023 года N 15-2-7/3495 и от 26 сентября 2023 года N 15-2-7/3663). Однако до настоящего времени претензии остались без удовлетворения.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 04.10.2023 было размещено в ЕИС в разделе "Электронные документы об исполнении".
Согласно сведениям ЕИС датой надлежащего уведомления ООО "АТОНФАРМ" о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 04.10.2023 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям об исполнении (о расторжении) государственного или муниципального контракта, размещенных в ЕИС, датой расторжения контракта является 17.10.2023 (информация размещена в ЕИС 17.10.2023 года).
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "АТОНФАРМ" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 17.10.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
В адрес Белгородского УФАС России от ООО "АТОНФАРМ" поступили письменные пояснения с перечнем документов.
Так, в своих письменных пояснениях Общество указало, что является добросовестным исполнителем государственных контрактов, а по настоящему контракту предприняло все меры для надлежащего исполнения его условий.
На заседании Комиссии, представитель ООО "АТОНФАРМ" сообщил, что указанный в контракте лекарственный препарат "Трилекса" является незарегистрированным лекарственным препаратом на территории Российской Федерации. Лекарственный препарат "Трилекса" имеет международное непатентованное наименование (МНН) Элексакафтор/ Тезакафтор/Ивакафтор + Ивакафтор.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 532-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок" использование незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий недопустимо, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что ввоз лекарственного препарата с торговым наименованием "Трелекса" осуществляется в соответствии с требованиями статей 47 и 48 Федерального закона от 12.04.2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 853 (ред. от 26.12.2022) "Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В ходе заседания Комиссии представитель ООО "АТОНФАРМ сообщил, что 26.07.2023 в рамках исполнения государственного контракта ООО "АТОНФАРМ" обратилось в Департамент регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава России по вопросу рассмотрения заявления ООО "АТОНФАРМ" N 89516 для ввоза в Российскую Федерацию незарегистрированного лекарственного средства "Трилекса, таблетки, Элексакафтор
100 мг+Тезакафтор 50 мг+Ивакафтор 75 мг и Ивакафтор 150 мг / Elexacaftor 100 mg+Tezacaftor 50
mg+Ivacaftor 75 mg and Ivacaftor 150 mg", предназначенного по жизненным показаниям пациента (копии письма N 89516 представлена в материалы дела).
Однако Департамент регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава России в своем ответном письме указал, что в настоящее время лекарственный препарат с указанным МНН (торговое наименование "Трикафта") зарегистрирован в установленном порядке в Российской Федерации, внесен в Государственный реестр лекарственных средств и разрешен к медицинскому применению, в связи с чем Департамент регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава России, руководствуясь Федеральным законом от 31.12.2014 N 532-ФЗ отказал в выдачи разрешения на ввоз на лекарственный препарат с торговым наименованием "Трилекса" (копия письма министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2023 N 4259611-25-5/ЛСО представлена в материалы дела).
При указанных обстоятельствах осуществить ввоз в Российскую Федерацию лекарственного препарата торговое наименование "Трилекса" не представляется возможным.
Стоит отметить, что об указанных обстоятельствах 23.08.2023 было сообщено Заказчику и предложено расторгнуть Контракт по соглашению сторон (копия письма от 23.08.2023 N 12450 представлена в материалы дела).
Также на заседании Комиссии представитель Общества сообщил, что в рамках указанного контракта не представляется возможным поставить зарегистрированный лекарственный препарат под торговым наименованием "Трикафта" из-за отсутствия договорных отношений с представителем завода производителя Вертекс Фармасьютикалс Инкорпорейтед США. Более того Vertex Pharmaceuticals Incorporated (Вертекс Фармсасьютикалз Инкорпорейтед) (США) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о защите исключительных прав на изобретения, защищенные патентами РФ N 2382779,2451018,2734876 и евразийским патентом N039280, которые как указано Истцом используются при изготовлении лекарственного средства под торговым наименованием "Трикафта" (Международное непатентованное наименование (МНН) элексакафтор/ивакавтор/тезакафтор + ивакафтор). Данный лекарственный препарат используется для лечения муковисцидоза и реализуется Истцом на территории Российской Федерации (копия определения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-63941/23-110-524 представлена в материалы дела).
Комиссия, отмечает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях сорвать исполнение обязательств по государственному контракту.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, заслушав пояснения Заказчика и Поставщика, рассмотрев письменные пояснения ООО "АТОНФАРМ", исследовав в совокупности и взаимной связи представленные документы и информацию приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении ООО "АТОНФАРМ" при исполнении Контракта, так как Обществом представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие ООО "АТОНФАРМ" мер для надлежащего исполнения условий Контракта.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, проведя проверку поступивших сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности и взаимной связи все обстоятельства дела, в соответствии с положениями статьи 104 Закона о контрактной системе, не установив направленности действий ООО "АТОНФАРМ" на неисполнение обязательств по Контракту, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "АТОНФАРМ" (ИНН 5050146903) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 24 октября 2023 г. N 031/10/104-722/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023