Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России, Комиссия) в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков" (далее также - ГБУ РС (Я) "Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков", заказчик): ... (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): ... (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Максис" (далее - ООО "Максис", заявитель): ... (представитель по доверенности);
в качестве слушателя ...
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Максис" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков" при проведении электронного аукциона на поставку подвесных лодочных моторов (извещение N 0816500000623018216), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Максис" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Максис" следует, что:
- заказчиком при описании объекта закупки установлены неизменные характеристики количество цилиндров и система смазки не предусмотренных КТРУ 28.11.11.000-00000001 и ГОСТ 28556-2016;
- пункт 4.2.5 проекта контракта содержит условия допускающее поставку товара качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных и устных пояснений заказчика и уполномоченного учреждения следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623018216 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг - 10.10.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 219 999,98 рублей;
4. На участие в закупке было подано 2 (две) заявки, признанные соответствующим требованиям.
В связи с необходимостью запроса у заказчика дополнительных пояснений рассмотрение дела, назначенное на 24.10.2023 года, было отложено на 25.10.2023 года. В целях полного и всестороннего изучения дела заседание Комиссии, отложенное на 25.10.2023 года повторно отложено 26.10.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.
1. Довод жалобы о том, что заказчиком при описании объекта закупки установлены неизменные характеристики количество цилиндров и система смазки не предусмотренных КТРУ 28.11.11.000-00000001 и ГОСТ 28556-2016 признан необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе в число основных принципов контрактной системы в сфере закупок входит не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки, т.е. выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилам использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил установлено что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Характеристики объекта закупки установлены с использованием Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) электронной форме с применением позиции КТРУ - 28.11.11.000-00000001 "Двигатель лодочный подвесной".
Приложением N1 к извещению "Описание объекта закупки" установлено следующее обоснование необходимости использования других показателей:
Согласно N1 к извещению необходимость приобретения двигателей с дополнительными характеристиками по количеству цилиндров и системы смазки не предусмотренных КТРУ 28.11.11.000-00000001 и ГОСТ 28556-2016 обосновано тем что "Подвесные лодочные двигателя имеют повышенную тягу, мощность, что очень важно при эксплуатации по водным объектам в экстремальных условиях, при проведении патрульно-рейдовых мероприятий по особо охраняемым природным территориям Республики Саха (Якутия)".
Также из пояснений заказчика следует, указанные в приложении N1 к извещению характеристики установлены в связи с учетом потребностей заказчика. В связи обширностью территорий, которые необходимо охватывать и обслуживать госинспекторами в области особо охраняемых природных территорий РС (Я), при проведении патрульно-рейдовых мероприятий у трехцилиндрового ПЛМ имеются такие преимущества как более скоростное передаточное число и с ним можно развить большую скорость при одинаковом шаге винта и оборотах (если шаг будет соответствовать загрузке). Трехцилиндровый ПЛМ обладает большим крутящим моментом, так как рабочие такты по цилиндрам происходят через каждые 120 градусов поворота коленвала. Предоставляют необходимую мощность для быстрого перемещения по водным путям и эффективного патрулирования, что критически важно для контроля и защиты особо охраняемых природных территорий. Также трехцилиндровый мотор потребляет на 2-3 литра в час меньше топлива, что позволяет продлить время проведения миссий и снизить эксплуатационные расходы, особенно при длительных патрулированиях и многократных поездках по водным путям.
Также следует, что электрический масляный насос обеспечивает эффективное и стабильное давление для выполнения операций, связанных с обслуживанием природных территорий. Его надежность минимизирует риск сбоев и позволяет эффективно выполнять операции. Кроме того, использование электрического насоса соответствует экологическим стандартам, так как он имеет меньший вредный выброс и не загрязняет окружающую среду.
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара объекта закупки руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимостью с учетом собственных нужд.
Дополнительно отмечаем, что в соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
В рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Из самой жалобы следует, что по характеристикам объекта закупки подходят товары двух производителей.
Следовательно, любой участник электронного аукциона имеет возможность приобрести товар с необходимыми заказчику свойствами и предложить его к поставке в рамках данной закупки (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Данная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N304-КГ18-3049, где установлено что "действующим законодательством не ограничена реализация знаков почтовой оплаты со стороны федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", поэтому любое юридическое или физическое лицо, и в том числе общество, имеет возможность приобрести соответствующие знаки с целью принятия участия в спорной закупке".
Таким образом, заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар, необходимый заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки.
При указанных обстоятельствах довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы о том, что пункт 4.2.5 проекта контракта содержит условия допускающее поставку товара качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными признан необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
По данному поводу имеется письмо Минфина от 17.02.2020 N 24-03-08/10935 в котором указано что поставка товара с улучшенными характеристиками допускается: "при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, характеристики которого являются улучшенными по сравнению с установленными в контракте. При этом при исполнении контракта, предметом которого является поставка товара, в отношении которого нормативными правовыми актами установлены запреты, ограничения или условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, замена товара или страны происхождения товара не допускается в случаях, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами".
Согласно пункту 4.2.5 проекта контракта поставщик вправе по согласованию с Заказчиком (путем заключения дополнительного соглашения) поставить Товар, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте (за исключением случаев, которые предусмотрены и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2015, N 29, ст. 4353).
Таким образом, установление в проекте контракта условий, не противоречащих норме Закона о контрактной системе, не нарушает требований законодательства.
При указанных обстоятельствах довод жалобы признан необоснованным.
Таким образом, жалоба ООО "Максис" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Максис" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков" при проведении электронного аукциона на поставку подвесных лодочных моторов (извещение N 0816500000623018216) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 октября 2023 г. N 014/06/49-1581/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023