Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12264-ИП/23 от 11.10.2023) на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг по обучению технических работников для нужд ЛОГБУЗ "ДКБ" (извещение 0345200000223000462).
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 06.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 82 800,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из содержания жалобы следует, что в Извещение об осуществлении закупки в пункте 16 Описания объекта закупки установлено требование, которое, по мнению Заявителя, противоречит Закону о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав Извещение, установила, что в пункте 16 Описания объекта закупки, Заказчик указывает, что Исполнитель обязан после завершения оказания образовательных услуг (которые являются объектом закупки) и выдачи документов об обучении по доверенности Заказчика осуществить подачу заявлений о проведении аттестации и проверки знаний в Ростехнадзоре.
Заявитель указывает, что данный пункт не является выполнимым, поскольку противоречит пункту 9 Положения об отраслевой территориальной комиссии Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора", утвержденного Приказом Северо-Западного управления Ростехнадзора N ПР-240-400-о от 3 августа 2023 года (далее - Положение), согласно которому основанием для проведения проверки знаний является поступившее заявление от работодателя в том числе через ЕПГУ (Единый портал государственный услуг) на фирменном бланке организации, включая сведения и документы, предусмотренные настоящим пунктом.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав нормы действующего законодательства, установила следующее.
Ростехнадзор осуществляет проверку знаний и аттестацию работников, работающих на опасных производственных объектах по Федеральному закону от 21.07.1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - N 116-ФЗ).
Заказчик по вышеуказанной закупке нуждается в ежегодной проверке знаний сотрудников норм и правил в области энергетического надзора (статья 14.1 Подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности Закона N 116-ФЗ) .
Приказом Минэнерго России от 22.09.2020 N 796 (ред. от 30.11.2022) "Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2021 N 62115) утверждены Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации (5 пункт Предэкзаменационная подготовка, проверка знаний работников в организациях)
С 01.10.2023 года проверка в Ростехнадзоре проводится с использованием информационной системы "Единый портал тестирования" на базе программы для персональных компьютеров "Портал тестирования".
Таким образом, необходимость проверки контроля сотрудников в Ростехнадзоре не может ограничивать конкуренцию, поскольку является прямой потребностью Заказчика и предусмотрена законодательством.
Относительно вопроса, касающегося подачи документов, Комиссия установила, что согласно "Положению о территориальной комиссии Северо-западного управления Ростехнадзора по подтверждению знаний требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, требований охраны труда и иных требований в сфере электроэнергетики и требований безопасности в сфере теплоснабжения", утвержденного Приказом Северо-Западного управления Ростехнадзора от 03.08.2023 N ПР-240-400-о комиссия Ростехнадзора осуществляет рассмотрение заявлений о проведении проверки знаний, в том числе поступивших:
- через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ),
- подписанных работодателем или лицом, которому делегированы полномочия работодателя, и их регистрацию установленным в Управлении порядком (дично или через электронную почту).
Комиссия отмечает, что положение о территориальной комиссии Северо-Западного управления Ростехнадзора N ПР-240-400-0 от 03.08.2023 года не содержит запрета на проверку учебным центром пакета документов, на подачу заявлений, подписанных от имени заказчика, составленным на официальном бланке работодателя Учебным центром по доверенности (при этом в Извещении Заказчика указано, что исполнителю будет выдана доверенность от его лица).
Кроме того, цель закупки Заказчика не просто проведение семинаров, а получение образовательных услуг и проверка (консультирование) соблюдения Заказчиком процедуры прохождения проверки знаний в Ростехнадзоре, так как только после этого работники Заказчика могут быть допущены к выполнению соответствующих видов работ, таким образом, указанные услуги являются взаимосвязанными.
Более того, Комиссия установила, что согласно п. 6.1.3 Проекта Контракта (Приложение к Извещению), Исполнитель вправе привлекать третьих лиц к оказанию услуг с согласия Заказчика.
Таким образом, в случае невозможности оказания услуг в полном объеме самим Исполнителем (или его частей), услуги по проверке (консультированию) соблюдения Заказчиком процедуры прохождения проверки знаний в Ростехнадзоре могут быть оказаны привлеченным соисполнителем, ввиду чего, довод жалобы не находит своего подтверждения.
В материалы дела не представлено иных доказательств, которые подтверждают невозможность подачи заявки со стороны Заявителя и ограничения конкуренции.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Московская Академия Профессионального Образования" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 октября 2023 г. N 047/06/42-3266/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023