Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенностям:
от Заявителя -
в отсутствие представителей от Заказчика, от Уполномоченного органа, извещенные о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12417-ИП/23 от 15.10.2023) на действия комиссии при проведении электронного аукциона "Поставка бытовой техники для нужд МОБУ СОШ "Янинский ЦО".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 947 202,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из содержания жалобы следует, что аукционной комиссией неправомерно было принято решение о признании заявки подателя жалобы не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Рассмотрев жалобу по существу, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.10.2023 NИЭА2 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"Пункт 1 части 12 статьи 48 (несоответствие информации требованиям подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43) Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - несоответствие информации, предоставленной участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, в части характеристик предлагаемого участником закупки товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, которые должны соответствовать показателям, установленным в описании объекта закупки.
Указанные показатели не отвечают требованиям заказчика: Номер товара 6 "Весы электронные тип 2" Предложение Участника: Размер платформы; 226х187 мм. Требование Заказчика: Размер платформы; не < 226х187 мм. В соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений о конкретных показателях поставляемого товара: "В случае если требование к значению показателя установлено в виде, например: "3 х 5", с использованием слов "не менее", "менее", "более", "не более", и т.п. то требования "не менее", "менее", "более", "не более", и т.п. относится ко второму числовому значению, указанному после слов "не менее", "менее", "более", "не более" и т.п., при этом первое значение остается без изменений и при этом участник не указывает вышеприведенные слова", при этом "Во всех случаях, не указанных в данной инструкции, значения показателей остаются неизменяемыми, включая все слова, знаки, словосочетания, союзы, предлоги и т.п., кроме слов "должен_", "должен быть", данное положение инструкции является приоритетным по отношению к другим положениям, указанным в настоящей инструкции", таким образом по показателю "Размер платформы;", требовалось предоставить значение показателя в неизменном виде, в соответствии с установленными требованиями".
Комиссия, изучив представленные сторонами доказательства, не признает правомерность действий аукционной комиссии при отклонении заявки Заявителя.
Комиссия, признавая жалобу обоснованной и выдавая Заказчику предписание, исходит из того, что составленная Инструкция не позволяет однозначно заполнить по ней показатели.
Согласно Описанию объекта закупки Заказчику требуется товар N 6 "Весы электронные тип 2", для которого установлены, в том числе, следующие требования "Размер платформы; не < 226х187 мм".
Комиссия, проанализировав заявку подателя жалобы, установила, что в отношении товар N 6 "Весы электронные тип 2" представлена следующая информация "Размер платформы; 226х187 мм.".
Заказчик ссылается на 2 положения Инструкции:
1) "В случае если требование к значению показателя установлено в виде, например: "3 х 5", с использованием слов "не менее", "менее", "более", "не более", и т.п. то требования "не менее", "менее", "более", "не более", и т.п. относится ко второму числовому значению, указанному после слов "не менее", "менее", "более", "не более" и т.п., при этом первое значение остается без изменений и при этом участник не указывает вышеприведенные слова";
2) "Во всех случаях, не указанных в данной инструкции, значения показателей остаются неизменяемыми, включая все слова, знаки, словосочетания, союзы, предлоги".
Вместе с тем, Комиссия установила, что Заявитель в составе заявки представляет сведения о конкретных показателях товара без использования вышеуказанных слов и знаков, ссылаясь на следующее положение инструкции:
"При указании сведений о конкретных показателях поставляемого для оказания услуг товара участник обязан указать: - одно конкретное значение показателя, равное или превышающее значение, установленное настоящей документацией, для которого установлено минимальное значение (использованы слова "не хуже", "не ниже", знак "", "не менее", "не ранее", " не <")".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что сведения о товаре, указанные в составе заявки подателя жалобы способом, соответствуют требованиям Инструкции об осуществлении закупки, ввиду чего, в действиях аукционной комиссии усматривается нарушение пп. а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверки, проводимой в соответствии с требованиями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия, проанализировав требования к товарам и Инструкцию в своей совокупности применительно ко всем товарам и выявляет, что она составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Целью включения в Извещение Инструкции является установление объективного порядка для заполнения участником закупки заявки, отвечающей потребностям Заказчика.
Инструкция по заполнению заявки не содержит однозначных положений, указанных однозначно Заказчиком, обилие знаков, требований, словосочетаний, противоречащих друг другу слов приводит к тому, что для одних заявок Инструкция используется по одному пункту, а для других с использованием другого, следовательно, отсутствие в Инструкции конкретного требования к интерпретации словосочетаний позволяет отклонять заявки по формальным основаниям, что не согласуется с основными принципами контрактной системы.
Использование Инструкции в сфере закупок - строго формализованная процедура и каждое требование Заказчика должно быть отражено в инструкции понятным и доступным способом, а при его отсутствии, не может трактоваться и додумываться самостоятельно.
Исходя из вышеизложенного, такая Инструкция по заполнению заявки участников является ненадлежащей и составленной в нарушение Закона о контрактной системе.
Вышеуказанная трактовка законодательства о недопущении требований, влекущих ограничения количества участников раскрыта, например, в Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2018 по делу N А56-38732/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу А56-77041/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу NА56-77041/2019, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2020 N 305-ЭС20-5758, решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 и письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Таким образом, совокупность обстоятельств дела указывает на то, что требования Инструкции не имеют однозначной трактовки и могут быть восприняты по-разному, из чего Извещение не соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Казакова Д.В. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика, аукционной комиссии нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе;
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 октября 2023 г. N 047/06/49-3297/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023