Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков" в присутствии представителей по доверенностям:
в присутствии представителей по доверенности:
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 317 от 08.08.2022 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
12.10.2023 Управление, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе исходя из поступившего обращения от СУ СК России по Ленинградской области Следственный отдел по городу Приозерск (N238пр-23 от 06.10.2023), приняло решение провести внеплановую проверку по данной закупке.
Из материалов дела следует, что 03.08.2022 между администрацией муниципального образования "Плодовское сельское поселение" Приозерского муниципального района Ленинградской области (далее - Заказчик, Администрация) и ООО "СтройЭнергоТехнологии" (далее - ООО "СТЭНТ", Подрядчик, Общество) был заключен контракт N 100 (далее - Контракт N 100) на выполнение работ по завершению строительства по объекту: "Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном на 40 человек", расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, пос. Плодовое (благоустройство).
Цена контракта N 100- 12 853 133,00 рублей.
28.12.2022 между Администрацией и Обществом был заключен контракт N 154 (далее - Контракт N 154) на выполнение работ по завершению строительства по объекту: "Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном на 40 человек", расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, пос. Плодовое.
Цена контракта N 154 - 14 997 798,00 рублей.
Уведомлением NИМ/9928/23 от 12.10.2023 Ленинградское УФАС России запросило у Заказчика:
- Копии контрактов, заключенных с ООО "СтройЭнергоТехнологии" на завершение строительства спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном на 40 человек;
- Копии распоряжений главы администрации о заключении контрактов с ООО "СтройЭнергоТехнологии";
- Письменная правовая позиция, раскрывающая основание заключения контрактов с ООО "СтройЭнергоТехнологии" со ссылкой на пункт Постановления 2023-10898 Правительства Ленинградской области от 24.03.2022 N 179, послуживший таким основанием.
В ходе проведения проверки Инспекция выявила следующее.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе.
22.08.2018 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0145300028218000014 о проведении запроса предложений на завершение строительства объекта "Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном на 40 человек".
По результатам проведения запроса предложений 06.09.2018 между Администрацией и ООО "СЗИ-Комплекс" (ИНН - 7841399178) был заключен контракт N 3471203941418000012 на завершение строительства объекта "Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном на 40 человек", цена контракта составила - 127 245 409,20 рублей.
27.04.2021 Заказчиком, по причине многочисленных нарушений условий контракта со стороны ООО "СЗИ-Комплекс", было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (размещено в ЕИС - 03.06.2021).
Таким образом контракт N 3471203941418000012 был расторгнут в одностороннем порядке, а строительство объекта не завершено.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях обеспечения устойчивого развития экономики на территории Ленинградской области в условиях экономических санкций против Российской Федерации Правительство Ленинградской области установило, что в период по 31 декабря 2023 года включительно в дополнение к случаям, установленным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для государственных и(или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Ленинградской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Ленинградской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно актом главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Ленинградской области в соответствующей отрасли или актом главы администрации муниципального образования, находящегося на территории Ленинградской области.
Частью 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" установлено, что в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства Российской Федерации, акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта местной администрации, изданными в соответствии с настоящим постановлением.
На территории Ленинградской области таким актом является Постановление Правительства Ленинградской области от 24.03.2022 N 179 "Об установлении дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Ленинградской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) к случаям, установленным частью 1 статьи 93 кона о контрактной системе, и порядка их осуществления" (далее - Постановление N 179).
Приложением N 3 Постановления N 179 определен перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Ленинградской области, в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 кона о контрактной системе (далее - Перечень Постановления N 179).
Согласно Перечня Постановления N 179 к дополнительным случаям осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесены:
1. Осуществление закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.
2. Осуществление закупок (за исключением закупок, осуществляемых в электронной форме) лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов государственной или муниципальной медицинской организацией, если такая закупка осуществляется в отношении лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным на территории Российской Федерации или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, производителем.
3. Осуществление закупок на выполнение научно-исследовательских работ, если такие закупки осуществляются в отношении научно-исследовательских работ, которые выполняются единственным на территории Российской Федерации исполнителем.
4. Осуществление закупки на выполнение работ по внесению изменений в проектную документацию и(или) выполнение инженерных изысканий в случае возникновении такой необходимости при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
5. Осуществление закупки в случае расторжения ранее заключенного контракта на завершение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия по контракту, предусмотренному частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Осуществление закупки на поставку при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объекта капитального строительства, монтируемого и немонтируемого оборудования, мебели, изделий и инструментов (в том числе медицинских), включая доставку, сборку, монтаж, расстановку в месте эксплуатации, ввод в эксплуатацию, обучение пользователя, вывоз мусора, образовавшегося в ходе поставки.
7. Осуществление закупки в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области.
8. Осуществление закупки по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
9. Осуществление закупки в целях реализации муниципальными образованиями Ленинградской области мероприятий по благоустройству, предусмотренных государственной программой Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 407, в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", а также мероприятий, направленных на достижение целей указанного проекта.
10. Осуществление закупки в целях реализации муниципальными образованиями Ленинградской области мероприятий государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 400, направленных на достижение цели федерального проекта "Чистая вода".
Приложением N 4 Постановления N 179 определен порядок осуществления закупок для муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Ленинградской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) к случаям, установленным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок Постановления N 179).
Так, согласно пункта 3 Порядка Постановления N 179, в целях осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении дополнительных случаев для муниципальных нужд главой администрации муниципального образования формируется заявка, содержащая предложение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В заявке, согласно пункта 4 Порядка Постановления N 179, указываются:
предмет контракта;
идентификационный код закупки в соответствии с планом-графиком закупок;
экономическое и(или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
обоснование предполагаемого срока осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
информация об установлении этапов контракта (в случае установления этапов);
информация о размере аванса (в случае если контрактом предусмотрено авансирование), о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта (если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта);
условие о казначейском сопровождении в случаях, установленных бюджетным законодательством;
информация об источниках финансирования;
информация о предполагаемом единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), включая его наименование, идентификационный номер налогоплательщика, и обоснование выбора такого поставщика (подрядчика, исполнителя);
результаты проведенной проверки соответствия предполагаемого единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
предельный срок, на который заключается контракт;
обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязанности по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств лично.
Согласно пункту 6 Порядка Постановления N 179 заявка направляется в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Главой Администрации 01.08.2022 в Комитет финансов Приозерского муниципального района Ленинградской области подана заявка на заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму 12 853 133 рубля.
02.08.2022 Комитетом финансов Приозерского муниципального района Ленинградской области указанная заявка была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям Постановления N 179, в связи с чем было вынесено положительное заключение N 331.
Согласно пункту 9 Порядка Постановления N 179 в случае получения положительного заключения органа контроля о соответствии заявки законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, глава администрации муниципального образования издает правовой акт об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании положительного заключения Комитета финансов Приозерского муниципального района Ленинградской области и пункта 9 Порядка, главой Администрации 03.08.2022 вынесено постановление N 178 о заключении контракта с ООО "СТЭНТ" (ИНН - 4712127928).
03.08.2022 между Администрацией и ООО "СТЭНТ" заключен контракт N 100 от 03.08.2022 на выполнение работ по завершению строительства по объекту: "Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном на 40 человек", расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, пос. Плодовое.
Из пояснений Администрации следует, что контракт N 100 заключен на сумму 12 853 133, поскольку лимиты бюджетных обязательств были возможны только на эту часть.
Исходя из положений Закона о контрактной системе и "Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ муниципальные заказчики могут планировать закупки только в пределах утвержденных лимитов, а их суммарный объем в денежном выражении не должен превышать общую сумму финансирования, выделенную на эти цели.
Закупать товары, работы, услуги сверх лимитов бюджетных обязательств запрещено.
Перед началом каждой конкурсной процедуры или заключением контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан проверить, соответствует ли цена контракта доведенным лимитам.
В октябре 2022 года до Заказчика доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств.
В связи с чем в целях окончательного завершения строительства объекта "Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном на 40 человек", расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, пос. Плодовое, Заказчиком 27.12.2022 года в Комитет финансов Приозерского муниципального района Ленинградской области подана заявка на заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму 14 997 798 рублей.
27.12.2022 Комитетом финансов Приозерского муниципального района Ленинградской области указанная заявка была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям Постановления N 179, в связи с чем было вынесено положительное заключение N 349.
На основании положительного заключения Комитета финансов Приозерского муниципального района Ленинградской области и пункта 9 Порядка, главой Администрации 28.12.2022 вынесено постановление N 154 о заключении контракта с ООО "СТЭНТ" (ИНН - 4712127928).
28.12.2022 между Администрацией и ООО "СТЭНТ" заключен контракт N 154 от 28.12.2022 на выполнение работ по завершению строительства по объекту: "Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном на 40 человек", расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, пос. Плодовое.
06.04.2023 Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области выданы заключение "о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов" N 06042023/1-зос и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 47-03-031-2023.
На основании всего вышеизложенного, Инспекция приходит к выводу, что Перечень случаев и Порядок Постановления N 179, являются действующим нормативным правовым актом на территории Ленинградской области до 31.12.2023, в связи с чем заказчики имеют право заключать контракты у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) как по основным, так и по дополнительным случаям осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В Перечне Постановления N 179 имеется дополнительный случай заключения контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 5, а именно в случае расторжения ранее заключенного контракта на завершение работ по строительству объекта капитального строительства.
Поскольку объект "Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном на 40 человек" относится к объекту капитального строительства, контракт N 3471203941418000012, который ранее заключен по закупке конкурентным способом, был расторгнут в одностороннем порядке, а объект нуждался в завершении, то заключение последующих контрактов по случаям из Перечня Постановления N 179 не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Инспекция антимонопольного органа при этом в рамках проведения внеплановой проверки по статье 99 Закона о контрактной системе не наделена полномочиями переоценивать документы иных органов государственной власти, в частности выданные положительные заключения Комитета финансов Приозерского муниципального района Ленинградской области по заявкам Администрации, а также заключение о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации и акт ввод объекта в эксплуатацию со стороны Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, а лишь проверяла возможность заключения контрактов N100 и N154 по установленным статьей 93 Закона о контрактной системе случаям.
При этом получения иных сведений, документов и данных, ранее не представленных Ленинградскому УФАС России, не исключает возможности проведения новой проверки, настоящее же решение принято по тем материалами, которые представлены для оценки до заседания Инспекции.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях Администрации муниципального образования "Плодовское сельское поселение" Приозерского муниципального района Ленинградской области, нарушений Закона о контрактной системе при выборе способа заключения контрактов с единственным поставщиком - не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 октября 2023 г. N 047/06/93-3238/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023