Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОДОМ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по развитию специального программного обеспечения региональной государственной информационной системы Московской области "Автоматизированная информационно-аналитическая система Комитета по ценам и тарифам Московской области" (АИС "Тариф") (извещение N0148200005323000003 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего положение извещения о проведении Конкурса в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте -12.10.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 378 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 30.10.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является "Выполнение работ по развитию специального программного обеспечения региональной государственной информационной системы Московской области "Автоматизированная информационно-аналитическая система Комитета по ценам и тарифам Московской области" (АИС "Тариф")".
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам открытого конкурса в электронной форме:
к оценке принимаются договор (договоры) предусматривающий (-ие):
выполнение работ (оказание услуг), связанные с созданием, и/или разработкой, и/или доработкой, и/или развитием, и/или модернизацией информационных систем (автоматизированных систем/информационно-аналитических систем/аналитических систем/государственных информационных систем/ведомственных систем/программных комплексов/программно-аппаратных комплексов/автономных систем/комплексных систем/программного обеспечения/мобильного приложения), предназначенных для исполнения функций федеральных органов исполнительной власти и/или федеральных государственных органов и/или органов государственной власти субъектов Российской Федерации и/или государственных органов субъектов Российской Федерации и/или их подведомственных учреждений".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Для подтверждения наличия опыта участника принимаются любые договоры по созданию (развитию, модернизации) информационных систем для исполнения функций органов государственной власти и (или) их подведомственных учреждений.
В частности, что в подпункте 3.1.1 раздела "III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Правил рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе прямо указано, что к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N44-ФЗ, без указания требований к заказчикам работ (услуг).
Таким образом, при определении критериев оценки участников конкурса Комитетом определена необходимость наличия у участника конкурса опыта создания, разработки или развития информационных систем, предназначенных для реализации функций органов государственной власти. Указанное требование обусловлено соответствующей спецификой данных информационных систем, в том числе, особенностями их функционала, что соответствует требованиям статьи 32 Закона N 44-ФЗ и пункта 28 Положения.
При этом установленное требование не ограничивает Заявителя в возможности предоставить договоры, подтверждающие выполнение данных работ, заключенные с коммерческими организациями, в случае, если предметом данных договоров является выполнение работ по созданию (развитию, модернизации) информационных систем для исполнения функций органов государственной власти и (или) их подведомственных учреждений".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления условия о предоставлении договора (договоров), предназначенных для исполнения функций федеральных органов исполнительной власти и/или федеральных государственных органов и/или органов государственной власти субъектов Российской Федерации и/или государственных органов субъектов Российской Федерации и/или их подведомственных учреждений, не противоречит Положению и требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является "Выполнение работ по развитию специального программного обеспечения региональной государственной информационной системы Московской области "Автоматизированная информационно-аналитическая система Комитета по ценам и тарифам Московской области" (АИС "Тариф")".
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено в том числе следующее:
"Пункт "а" пункта 16 Положения
Предоставленные участником закупки предложения по детализации работ по развитию специального программного обеспечения региональной государственной информационной системы Московской области "Автоматизированная информационно-аналитическая система Комитета по ценам и тарифам Московской области" (АИС "Тариф") (далее - Система), приведенных в столбце 2 таблицы 1 (Приложение 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе), посредством предложения графических макетов экрана (пользовательских интерфейсов) и сценариев работы пользователей/разработчиков Системы.1
"Графический макет экрана" - визуальное представление пользовательского интерфейса по результатам развития Системы, с учетом требований описания объекта закупки, представленного в Описании объекта закупки.
"Сценарий" - последовательность действий пользователя/разработчика Системы с учетом требований описания объекта закупки, представленного в Описании объекта закупки.
Предложение должно одновременно содержать в отношении каждой работы по развитию Системы:
графические макеты экранов Системы. Графические макеты экранов для каждой работы по развитию Системы должны быть представлены в количестве не менее чем указано в столбце 3 Таблицы 1 (Приложение 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе);
сценарии работы пользователей/разработчиков (последовательность действий) в Системе. Сценарии для каждой работы по развитию Системы должны быть представлены в количестве не менее чем указано в столбце 4 Таблицы 1 (Приложение 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе).
При соблюдении вышеуказанных требований, предложения принимаются к оценке и признаются соответствующими требованиям.
В случае не соответствия требованиям, предложения к оценке не принимается и признаются не соответствующими требованиям.
1 Участник закупки предоставляет детализацию работ в виде графических макетов экрана (пользовательских интерфейсов) и сценариев, разработанных в свободной произвольной форме в графическом и (или) текстовом формате на усмотрение участника закупки".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок участников закупки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
В связи с изложенным действия Заказчика ненадлежащим образом установивших порядок оценки нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОДОМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное выдать для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 19.10.2023 N 050/06/105-39259/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 19 октября 2023 г. N 050/06/105-39259/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023