Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 27 октября 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Исаев У.В. - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПС ПАРТ" на действия (бездействие) Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку рабочих станций,
в присутствии представителя Заявителя (посредством видеоконференцсвязи): Ярыкина Н.Р. по доверенности N 24 от 27.09.2023,
в присутствии представителя Заказчика: Хазбулатов Ш.З. - начальник общего отдела,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ПС ПАРТ" на действия (бездействие) Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике (далее - Заказчик) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку рабочих станций, на начальную (максимальную) цену контракта 18 450 000,00 рублей (номер извещения 0194100001423000018), выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), в части нарушения правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей Заявителя и Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Из жалобы дословно следует, что "Описание объекта закупки составлено не по КТРУ, нарушение п.4, п. 5 Правил применения КТРУ
Согласно извещению, Заказчиком закупается 26.20.15.150 Автоматизированное рабочее место количеством 246 штук цена за ед. 75 000,00 руб.
В извещении установлены ограничения по Постановлению Правительства N878.
Согласно п.4 Правил использования КТРУ, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Из описания объекта закупки следует, что закупается АРМ в составе: Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь компьютерная.
Комплект товаров представляет собой определённый сторонами договора набор предметов, которые функционально могут использоваться отдельно друг от друга, но приобретаются вместе либо совокупность товаров, которые функционально могут использоваться самостоятельно, но при этом составляют единый комплекс (АРМ). По сути, это приобретение товаров различного наименования, передаваемых вместе (ст.134 ГК РФ, п.1 ст.479 ГК РФ).
Таким образом, Заказчиком приобретается АРМ, образующая собой единый комплект различного оборудования.
При этом составные части комплекта должны быть описаны отдельно согласно описанию по КТРУ. По аналогии, автоматизированные рабочие места описываются отдельно системный блок, отдельно монитор и т.д.
Как следует из п.5 Правил использования КТРУ, Заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878.В нарушение установленных правил использования КТРУ, Заказчик включает в описание объекта закупки характеристики, не соответствующее значению в КТРУ:
Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3): Мегабайт
16
.
В КТРУ описание для системных блоков обязательно к применению с 01.09.2023 г. Данная закупка Заказчиком размещена 10.10.2023 г. Следовательно, Заказчик при описании системного блока обязан использовать позиции КТРУ: 26.20.15.000-00000001.
Значение в КТРУ: "Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3): Мегабайт 12
Согласно п.8 Правил использования КТРУ, утв. постановлением N145, при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Заказчиком нарушены Правила описание описания объекта закупки- п. 4 Правил КТРУ.
Анализ рынка показал, что по требованиям, установленным к процессору системного блока по совокупности характеристик подходит только процессор одного производителя - модели AMD.
Требования к Объему кэш памяти третьего уровня процессора (L3): Мегабайт 16
, требования к показателям тепловыделения процессора
90 Ватт, Частота процессора базовая, Гигагерц
3,7 исключают микропроцессоры Intel из рассмотрения его в качестве товара, подлежащего к поставке.
Сравнительная таблица процессоров AMD и процессора INTEL 12 поколения показывает, что у процессоров AMD отсутствуют явные преимущества, а в целом процессор Intel является более производительным процессором, на 25% быстрее.
Согласно статье 10 Закона N 44-ФЗ Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
В данном случае, закупка компьютеров, ограничивающих поставку современных компьютеров на базе процессоров Intel, не отвечает принципу стимулирования инноваций, закрепленному в ст .10 Закона, что подтверждается письмом одного из ведущих производителей российской компьютерной техники- ГК "БЕШТАУ Электроникс".
Таким образом, установление в документации к закупке указанных технических требований к процессору одного производителя является нарушением требований части 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ и части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, запрещающей совершать в ходе торгов действия, которые ведут или могут привести к ограничению или устранению конкуренции.
3.Согласно техническому заданию, требуется поставка компьютеров, удовлетворяющих, следующим характеристикам: "Тип порта видеовыхода- DVI-D, VGA, DisplayPort, HDMI".
В настоящее время на рынке сложилась ситуация, когда производители формально реализуют на своих устройствах большое количество портов видеовыходов: четыре, пять, но при этом используют при производстве дешевые чипсеты процессоров с ограниченным функционалом поддерживаемых характеристик.
Например, чипсеты Intel H410 / H510 / H610 / H560, которые не способны передавать сигнал от процессора на все видеовыходы одновременно, то есть, поддерживают одновременную работу только двух или трех видеовыходов. Эта информация содержится в открытых источниках и ее легко можно проверить.
что чипсеты, поддерживающие одновременную работу всех четырех видеовыходов, существуют - Intel B660, B760, Q670 и другие, например, но стоимость изделий на них значительно дороже, чем поддерживающих одновременную работу двух или трех видеовыходов.
Требование о наличии сразу 4 портов системного блока является завышенным и ведет к нерациональному расходованию бюджетных средств, что является нарушением ст.9, 12 Федерального закона 44-ФЗ и ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
Заявителем направлялся запрос Заказчику на дачу разъяснений относительно данных требований. В ответ на который Заказчик ответил, что согласно инструкции по заполнению заявок, допускается указание в заявке одного из портов.
В тоже время согласно техническому заданию, требуется наличие как минимум 3 портов:
Количество портов DisplayPort, Штука |
|
Количество портов DVI-D, Штука |
|
Количество портов HDMI, Штука |
|
С доводами жалобы, представитель Заказчика не согласен поскольку описание объекта закупки, было сформировано Заказчиком в соответствии с его потребностями. Отсутствие у потенциального участника закупки возможности поставить товар, соответствующий его потребностям, не свидетельствует о нарушении заказчиком закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика считает доводы Заявителя необоснованными, изложив свою позицию в письменном возражении следующего содержания.
Там из возражений следует, что "Закупка осуществляется для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 320.
В рамках реализации указанных целей у Заказчика возникает потребность в закупке товаров с наименованием "Рабочая станция" и необходимыми характеристиками.
Рабочая станция в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в настоящее время отсутствует.
Исходя из положений Правил использования КТРУ, если описание закупки (содержащее характеристики) не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги).
Также, в соответствии с письмом Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. N Д28и- 1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.
В отношении закупаемого товара Заказчиком определен код ОКПД2 26.20.15.150 "Автоматизированное рабочее место", который соответствует объекту закупки.
В техническом задании дано описание необходимого к поставке товара, его характеристики, количество: рабочая станция в составе: вычислительный модуль, средство вывода информации, устройство ввода информации, устройство управления, которые не являются самостоятельным предметом закупки и указаны в описании объекта закупки в качестве его составляющих, в связи с чем, коды КТРУ на них не указаны.
При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг (п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Управлением объединены в один лот технологически и функционально связанные товары - периферийное оборудование, без которого использование компьютерной техники невозможно, такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.".
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом закупки является поставка автоматизированных рабочих мест (АРМ), в состав которых входят: системный блок, монитор, клавиатура, мышь компьютерная.
АРМ закупается как единый сконфигурированный (настроенный, готовый для работы) товар с единой гарантией и общим реестровым номером.
Как известно, при описании объекта закупки заказчик обязан руководствоваться требованиями статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами применения каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Поскольку в КТРУ не внесен товар, необходимый Заказчику - АРМ, Заказчик руководствуясь п.7 Правил использования КТРУ, самостоятельно описал характеристики АРМ с соблюдением требований статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указал в извещении код ОКПД2 закупаемого АРМ (26.20.15.150).
АРМ закупаются с предустановленным программным обеспечением, которое является операционной системой и без которого начало использования АРМ невозможно, такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Указанное подтверждается позицией Верховного суда, изложенной в п.З Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, N12 от декабря 2017 года.
Кроме того, представитель Заказчика дополнительно просит обратить внимание на то, что на запрос разъяснений положений извещения осуществления закупки, Заказчиком был дан корректный ответ, согласно которому "Тип порта видеовыхода, DVI-D, VGA, DisplayPort, HDMI, Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики.
Заказчиком был установлен соответствующий код ОКПД2, установленные Заказчиком требования к поставляемым товарам соответствуют положениям ст.33 Федерального закона N 44-ФЗ и не ограничивают конкуренцию. Начальная (максимальная) цена контракта определена Заказчиком методом анализа рынка на основании коммерческих предложений потенциальных поставщиков о поставке товаров, соответствующих требованиям Заказчика и содержащих предложения о поставке товаров различных производителей, в т.ч. российских.
Таким образом, Заказчик считает, что документация об аукционе соответствует положениям законодательства о контрактной системе.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар (выполнить работы), соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Какие-либо доказательства того, что установленные Заказчиком в описании объекта закупки характеристики закупаемых товаров повлекли за собой ограничение количества участников закупки подателем жалобы в материалы дела не представлено.
Изучив представленные сторонами документы и информацию, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПС ПАРТ" на действия (бездействие) Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку рабочих станций (номер извещения 0194100001423000018) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
У.В. Исаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 30 октября 2023 г. N 020/06/23-51/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023